Как хорошо заработать на бесплатном удалении автомобильных катализаторов

Владельцы автомобилей знают, что такое «катализатор» и где он находится. С одной стороны, это устройство в выхлопной системе авто, снижающее токсичность отработанных газов. С другой — это неплохая возможность заработка. Особенно, если бесплатно демонтировать эту систему. Хобиз разбирается в вопросе заработка на бесплатном.

Каталитический конвертер, нейтрализатор — именно так правильно называется автомобильный нейтрализатор, устройство, находящееся в выхлопной системе любого современного автомобиля. Оно, как следует из названия, предназначено для нейтрализации отработавших газов, путем снижения их токсичности.

К вредными веществам автомобильного выхлопа относятся несгоревшие углеводороды, оксиды азота и окись углерода (угарный газ). Объемы их выброса в атмосферу регулируется строгими экологическими нормами, применяемые к любому современному автомобилю. Начиная от требований к автопроизводству, закачивая регулярной проверкой выхлопной системы, например, в России при прохождении государственного технического осмотра. Отсюда проистекает необходимость использования катализатора, как способ многократного снижения токсичности.

В современном каталитическом конвертере используются 2 типа катализаторов — окислительный и восстанавливающий.

Драгоценные металлы — платина и родий, входящие в восстанавливающий катализатор, способствуют разложению оксидов азота на инертный безопасный молекулярный азот и свободный кислород. Окислительный катализатор, обычно содержащий в своем составе платину и палладий, способствует связи свободного кислорода с углеводородами несгоревшего топлива и окисью углерода. В результате окисления получаются углекислый газ и водяной пар.

Как уже видно из описания хобиз, в автомобильных катализаторах используются весьма дорогие драгоценные металлы. Так, грамм родия на момент написания статьи стоил в России около 34 тысяч рублей, палладий — более 5000 рублей, платина — более 2000 рублей. Некоторые производители, кроме этих драгоценных металлов, используют в качестве катализаторов техническое золото и серебро. Причем, зачастую массовое содержание драгоценных металлов в катализаторе современного автомобиля достигает пары грамм. Любознательный читатель hobiz.ru понимает, что в этой плоскости находится основа заработка. Если бы не не одно но — конструкция автомобильного катализатора.

Конструкция автомобильного катализатора (каталитического конвертера)

Современный катализатор состоит из металлического корпуса, выполненного из нержавеющей стали — «банки». Стенки которой защищены термической прокладкой изнутри. Внутри самой банки и находится нейтрализующая конструкция. Обычно она выполнена в виде «сот», либо, реже, «керамические бусины». Сотовая конструкция, как понятно из названия, мелкоячеистая сетка, которая бывает металлической или керамической. Эта структура покрывается веществами-катализаторами — драгоценными металлами.

Керамическая конструкция катализатора применяется гораздо чаще, чем металлическая. В силу дешевизны производства. Однако у таких катализаторов есть один существенный недостаток — хрупкость. Достаточно несильного удара или регулярной вибрации, чтобы керамические соты стали осыпаться и забиваться образующейся пылью. Кроме этого, у некоторых автопроизводителей, из-за неудачной конструкции (например, катализатор очень близко расположен к горячему выхлопному коллектору) осыпание катализатора из-за температурного воздействия довольно частое явление.

Забивание сот приводит к поломке катализатора, либо, в худшем случае, керамическая пыль засасывается в рабочие цилиндры двигателя. Где работает в качестве абразива. То есть, на цилиндрах двигателя появляются задиры, маслосъемные кольца стачиваются и так далее. В результате такой двигатель требует капитального ремонта. К обиде владельцев, такая ситуация может произойти и на новом автомобиле, буквально, не проехавшим и 50-60 тысяч километров.

Поэтому, со стороны владельцев, возникает вопрос удаления катализатора. Конечно, если автолюбитель не планирует заменить эту деталь на аналогичную, с экологической стороны, это нарушение. С другой стороны, это решение вопрос совести автовладельца и его взаимодействия с законом. То есть, дальнейшее прохождение технического осмотра на его автомобиле. В случае выявления отсутствия катализатора автовладелец заплатит штраф, либо его автомобиль не допустят к эксплуатации на дорогах общего пользования.

В целом, у автовладельцев есть спрос на такую услугу — удаление катализатора. Многие автомеханики и станции технического обслуживания обещают выполнить эту процедуру бесплатно. Оставляя снятый катализатор себе в качестве оплаты процедуры. И вот почему.

Заработок на бесплатном удалении автомобильных катализаторов

Суть заработка уже раскрылась выше по тексту. Наличие драгоценных металлов внутри каталитического нейтрализатора, их извлечение и последующая продажа — дело прибыльное. И, казалось бы, буквально, в условиях любого гаража или станции технического обслуживания достаточно снять катализатор с автомобиля и начать зарабатывать. Но, не все так просто. Хотя, стоит сказать прямо, снять катализатор действительно легко. Что и делают автомеханики, обещающие его бесплатное удаление (если владелец оставит катализатор в качестве оплаты). Снял, заместо поставил пламегаситель, провел небольшую процедуру над электронной частью автомобиля, чтобы датчики не «ругались». А дальше начинается интересная сторона вопроса.

Чтобы извлечь драгоценные металлы, сотовые внутренности катализатора измельчают. А дальше производят довольно сложные манипуляции на дорогостоящем оборудовании. Например, для извлечения родия или платины может применяться процесс выщелачивания — многократное воздействие окисляющими смесями и промывками. Также можно использовать пирометаллургический процесс — измельченный катализатор нагревают до высокой температуры, периодически сливая примеси, получая гранулы драгметаллов. Для извлечения палладия применяют фторирование с расщеплением минеральными кислотами и гальванический метод.

В условиях гаража или станции технического обслуживания такое не провернешь. Но этого и не нужно. Снятый катализатор автомеханики сдают в специализированные компании, которые занимаются скупкой и обработкой катализаторов, электроники и прочих изделий, где есть наличие технических драгоценных изделий. Такие компании обладают всем необходимым оборудованием. Как правило, их можно найти в любом крупном городе России. Как минимум, в каждом регионе есть 3-4 подобных компаний (это тоже бизнес-идея с довольно большими вложениями).

В среднем, один катализатор современного автомобиля, принимаемый на переработку, оценивается от 7000 до 50000 рублей (в зависимости от модели автомобиля и текущего курса драгметаллов). Такую сумму получает тот, кто сдает каталитический конвертер в специализированную компанию. То есть, герой этой бизнес-идеи — автослесарь. Для сравнения, стоимость снятия катализатора, с учетом материала и работ, в любом сервисе не превышает 5 тысяч рублей (в случае, если владелец забирает катализатор себе … и сдает в вышеупомянутую фирму).

Справка от хобиз: наиболее дорогие катализаторы устанавливаются на автомобили марки Jeep, Hummer, Mersedes, Lexus (Toyota) и Land Rover. Самые дешевые — автомобили китайского и отечественного производства. Компании, принимающие отработанные катализаторы, делятся на 2 типа. Первые платят фиксированную сумму за килограмм катализатора. Вторые, с помощью специального оборудования спектрального анализа, определяют наличие и общую массовую долю драгоценных металлов. И принимают каталитический нейтрализатор по цене 60-75% от текущего курса стоимости драгоценных металлов на международной бирже. Например, катализатор без корпуса весит 3 кг. При средней стоимости 1 кг около 4 тысяч, такую деталь примут за 12 тысяч рублей. Во второй компании, например, определили, что 3 кг керамического катализатора содержит платину 1.457 грамм, палладий 3.083 грамм, родий — 0.359 грамм. Даже по приведенным выше ценам можно подсчитать, что можно получить за такой катализатор: (2000 * 1.457 + 3.083 * 5000 + 0.359 * 34000) * 70% = (2 914 + 15 415 + 12 206) * 70% = 21 374,5 рублей. Неплохая стоимость одного катализатора? А если за месяц демонтировать 5-10 штук?

Как видно из описания: снятие катализатора довольно выгодный бизнес. Есть спрос на такую услугу. Самостоятельно с задачей владелец автомобиля не справится, необходимые специфические знания и оборудованный автосервис. То есть, круг желающих заработать сужается до автослесарей. И даже в случае, если автолюбитель не захочет оставлять катализатор, есть заработок — стоимость услуги. Конечно, сумма в этом случае не такая большая, как в случае со сдачей катализатора в специальную компанию.

Но дело прибыльное.

Еще бизнес-идеи:

Специально для hobiz.ru

Добавить комментарий