План выхода: два километра мебельного магазина
Что главное для клиента современного мегамаркета? Пожалуй, как считает hobiz.ru, главное не заблудиться в таком магазине. И на этой мысли можно построить свою оригинальную бизнес-идею. Со вкусом фрикаделек. Так, например, хотят сделать в Ikea.
Некоторые заблуждаются, когда думают, что компания изначально IKEA продавала мебель. Это совершенно не так. История появления крупного мирового ритейла полна интересных фактов и событий. И то, что IKEA началась не с мебели — факт, заслуживающий внимания. Итак, наша история началась.
История IKEA началась в 1943 году в маленькой шведской деревушке Агуннарюд. Основатель компании, 17-летний Ингвар Кампрад, с детства проявлял предпринимательскую жилку: продавал спички, рыбу и рождественские открытки. Название IKEA — это аббревиатура из его инициалов (I.K.) и названий фермы Эльмтарюд (E) и прихода Агуннарюд (A), где он вырос.
Первоначально IKEA продавала не мебель, а канцтовары, рамки для фото и нейлоновые чулки. Поворотный момент наступил в 1948 году, когда Кампрад добавил в ассортимент мебель местных производителей. Клиентам понравилось, и бизнес начал расти. В 1951 году вышел первый каталог IKEA, который сегодня считается культовым.
Концепция «мебели для народа» оформилась в 1956 году, когда IKEA столкнулась с ценовой войной со стороны конкурентов. В ответ компания перешла на плоскую упаковку — идея пришла после того, как сотрудник открутил ножки стола, чтобы он поместился в машину покупателя. Это сократило расходы на логистику и хранение, сделав мебель ещё дешевле.
В 1958 году открылся первый магазин IKEA в шведском Эльмхульте. Он отличался от привычных мебельных салонов: покупатели могли сами потрогать товары, а на территории было кафе — так родился знаменитый шведский дух IKEA. В 1963 году компания вышла за границу, открыв магазин в Норвегии, а в 1970-х покорила Европу и добралась до Австралии.
Однако настоящий мировой успех пришёл после выхода на американский рынок в 1985 году. IKEA адаптировалась под местные вкусы: например, увеличила размеры кроватей и добавила больше места для хранения. В 2000-х бренд стал символом доступного дизайна, а его продукты вроде книжного шкафа «Билли» или линейка ламы «PS 2014» превратились в культовые.
Сегодня IKEA — это более 400 магазинов в 50 странах, но компания сохраняет шведский колорит: в ассортименте есть фрикадельки «Коттбуллар», а названия товаров — это шведские топонимы или забавные слова. Бренд активно развивает экологичные инициативы, например, переходит на возобновляемую энергию и внедряет вторичную переработку мебели.
Несмотря на масштабы, IKEA остаётся частной компанией, управляемой фондом INGKA Foundation. Ингвар Кампрад, скончавшийся в 2018 году, до конца жизни критиковал роскошь и летал эконом-классом, сохраняя имидж «скромного миллиардера». История IKEA — это пример того, как простая идея «демократичного дизайна» изменила рынок и привычки миллионов людей.
Конкуренты компании IKEA регулярно следят за ее действиями. Поскольку большинство событий могут превратиться в культовые. А значит коллеги по бизнесу рискуют остаться за границами тренда. Что может обернуться потерей клиентов. А Икеи есть чем удивить. Например, 2-километровым магазином.
Бизнес-идея от IKEA: магазин на два километра
IKEA представила свое мнение по поводу, как может выглядеть современный магазин. Этот уникальный шведский гипермаркет с линейной планировкой. Пока не известно, где откроется первый линейный магазин IKEA, поскольку главная особенность торгового зала — его длина, составляющая почти два километра.
Такая компоновка гарантирует покупателю, что в магазине невозможно заблудится. Гипермаркет имеет лишь один этаж, а у помещения простейший план — от начала до конца прямой выставочный зал, разделенный на зоны.
Предполагается, что вначале посетителя встретят мебельные инсталляции от IKEA, затем пойдет непосредственно торговая зона, мебельный склад самообслуживания и кассы. IKEA не забыла и про свое фирменное кафе, устроенное сразу за кассовой зоной.
Руководитель розничной торговли IKEA Толга Онку так рассказал о необычной линейной планировке гипермаркета: С появлением цифровых карт, GPS и тем реальным фактом, что люди больше не отрывают взгляд от экранов своих смартфонов, мы обнаружили, что у покупателей, похоже, больше нет навыков навигации, которые они использовали раньше. Поэтому наше решение — построить магазин, в котором невозможно заблудиться».
Главный вопрос — когда IKEA вернется в Россию?
На данный момент IKEA не объявила о точных сроках возвращения в Россию, но есть несколько ключевых моментов:
1. Регистрация товарного знака – В 2025 году IKEA зарегистрировала в Роспатенте новые знаки, что может указывать на защиту бренда, но не гарантирует скорого возврата.
2. Спрос и ожидания – 90% россиян ждут возвращения IKEA, но эксперты считают, что даже при снятии санкций процесс займет не менее года.
3. Проблемы с инфраструктурой – IKEA продала фабрики и торговые центры (например, «Мега» купил Газпромбанк), поэтому возвращение потребует новых инвестиций.
4. Прогнозы экспертов – Вероятность возврата в 2025–2026 гг. мала, а шведский бренд скорее всего вернется одними из последних, если вообще решатся.
Вывод: В ближайшие 1–2 года возвращение маловероятно, но компания сохраняет юридические возможности для будущего рестарта.
Специально для hobiz.ru и телеграм-канала @hobizru (бизнес-идеи — короче и интереснее)
Еще бизнес-идеи от IKEA:
- Как один лист фанеры способен заменить целый магазин IKEA,
- Модульные вечные кухни — новый стартап взамен IKEA,
- Альтернатива IKEA: что делать, если магазин не доступен,
- IKEA запускает новый сервис выкупа и перепродажи поддержанных вещей,
- Дополненная реальность как квест-комната для IKEA.