Из таксиста в миллиардеры: одно суперприложение на все случаи жизни
Когда в банковском приложении есть возможность вызова такси, а в сервисе погоды легко посмотреть новый сериал — это не прихоть разработчика, а удовлетворение специфичного спроса пользователей. Для тех, кому нравится одно приложение, суперприложение, на все случаи жизни. И вот один наглядный пример.
Gojek — суперприложение из Азии. Технологичный стартап, среди инвесторов которого Google, Tencent, Facebook и Visa. Берет начало в 2010 году как простой сервис в Джакарте, столице Индонезии, по вызову мопедов-такси. Тогда Gojek состоял из 20 водителей и одного call-центр. Название приложения образовалось из игры слов Go и Ojek, так называются все мотоциклетные такси в Индонезии. Создатели приложения, Надием Макарим и Микеланджело Моран, заметили в свое время, что порой найти поблизости свободный Ojek довольно сложно. В то время, буквально, на соседних улицах стояли несколько таксистов в поиске клиентов. Приложение Go-Jek (первоначальное название) исправляло этот недостаток, помогая связать между собой клиентов и таксистов.
Благодаря взрывному росту спроса на услуги, Go-Jek начинает свою работу в Индонезии, Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах. Привлекаются обширные инвестиции. Gojek становится самым дорогим и первым единорогом Индонезии, то есть стартапом, привлекшим более 1 миллиарда долларов. По итогам 2014 стартап получил $1,5 млрд инвестиций. Уже к концу 2017 года приложение было скачено более 30 миллионов раз. В парке компании насчитывалось более 1 миллиона скутеров. Gojek становится самой дорогой транспортной компанией на Индонезийской фондовой бирже. По состоянию на июнь 2020 года у него около 170 миллионов пользователей по всей Юго-Восточной Азии.
Из-за стагнации ряда услуг, управление компании решает объединить в одном приложении все свои стартапы. Благодаря тому, что приложение считается родным для Индонезии и ориентируется в местных традициях и обычаях, такое объединение было тепло встречено пользователями. На текущий момент в Gojek собрано 20 различных услуг. В планах компании регулярно добавлять новые варианты и модернизировать имеющиеся.
GoRide, с чего начинался Go-Jek, первый онлайн-сервис мототакси в Индонезии. Его аналог, работающий с автотакси — Go-Car. Третий вариант услуги, Go-Blue Bird позволяет клиентам вызвать такси Blue Bird в приложении. В отличие от фиксированного тарифа, который взимает Go-Car, это услуга такси работает по счетчику.
Go-Pay — четвертая по величине служба электронных кошельков в Индонезии после крупнейших финансовых компаний страны. Только в октябре 2017 года транзакции Go-Pay составили 30 процентов от общего числа транзакций с электронными деньгами в Индонезии. Кроме этого, услуга работает с QR-кодами (не теми самыми), которые позволяют проводить платежи. На использование платежных QR требуется лицензия Национального банка. И у Go-Pay она есть.
GoFood — служба доставки готовой еды, обслуживающая более 250 000 торговцев по всей Индонезии. Go-Food Festival — это концепция офлайновой сети фудкортов от Go-Food, которая продает еду и напитки от продавцов Go-Food. Фудкорты открылись в крупных городах Индонезии, таких как Сурабая, Макассар и Палембанг. Стал самой разветвленной сетью сетей фудкортов в Индонезии.
Go-Mart — собственный супермаркет продуктов, работающий с партнерами компании. Go-Shop позволяет покупателям покупать товары в не партнерских магазинах, которые не указаны в Go-Mart.
Go-Send — курьерская служба по запросу для отправки небольших предметов и документов без ограничений по расстоянию в пределах одной зоны доставки. Go-Box — грузоперевозка крупных предметов с помощью пикапов и грузовых автомобилей.
Go-Tix — сервис по продаже билетов на развлекательные мероприятия, спектакли и концерты.
Go-Med, служба покупки и доставки лекарств. Go-Massage позволяет клиентам заказать услуги личного массажиста. Go-Glam — персональный парикмахер, уход за ногтями, восковая эпиляция и уход за лицом.
Go-Clean — профессиональная услуга по уборке дома на основе приложения.
Go-Auto — приложение для ухода за автомобилем и технического обслуживания, включая мойку автомобилей, а также аварийный ремонт по-требованию.
Кроме этого, в суперприложении Gojek есть услуги пополнения мобильной связи, оплата услуг ЖКХ, покупка собственной криптовалюты, служба доставки топлива по запросу, собственный сервис потокового видео и многое другое.
Gojek дважды становился компанией, которая по версии Fortune изменила мир. Небольшой стартап, выросший за 10 лет до крупной финтех-корпорации. Суперприложение, по примеру которого, бизнес запустит еще несколько вариантов. Успешных ли? Покажет время. А пока Gojek, помимо внутреннего расширения, планирует расширение присутствия и выход на западные рынки. Предпосылки к успеху есть.