Бизнес на фудтрак в России — выгоден или нет? Изучаем возможность заработка с помощью торговых прицепов

Фудтраки — автомобильные прицепы и автомобили-фургоны, специально оборудованные для приготовления и продажи готовой еды «с колёс». Индустрия, родившаяся в США ещё в XIX веке, в России стала известной и популярной лишь в последние 5 лет. И то с рядом ограничений и местных особенностей бизнеса. Попытается разобраться: что такое фудтрак и как построить с ним бизнес в России?

Первые фудтраки, как не сложно догадаться, появились в Соединенных Штатах Америки. Да и дословно само значение термина «foodtruck» с английского означает: food — пища, еда; truck — грузовик, вагон, фургон, прицеп. То есть, это ничто иное как грузовик с едой! Поэтому современный «трак» — автомобиль или торговый прицеп, оборудованный всем необходимым для приготовления и продажи готовой еды, полуфабрикатов и продуктов.

Некоторые фудтраки, в том числе и фургоны, продающие мороженое, предназначены для торговли фасованными и замороженными продуктами; другие, обладающие полноценной кухонным оборудованием, позволяют готовить еду с нуля.

Сэндвичи, гамбургеры, снэки, типа картофеля фри, гриль-меню, шаурма, бутерброды, хот-доги и другие популярные виды блюд быстрого питания — традиционный «джентльменский» продуктовый набор начинающего предпринимателя, планирующего начать бизнес на фудтраке. Технологии приготовления этих блюд в мобильной кухне отработаны и не принесут сложностей. Но траки продолжают эволюционировать в технике! В последнее время стали появляться автофургоны с возможностью готовки блюд изысканной высокой кухни или экзотического этнического меню, требующие оригинального сложного оборудования. По оценкам экспертов: ежедневно к «еде с колес» обращаются более 2,5 миллиарда клиентов по всему миру — 32% населения Земли! Правда, в России с бизнесом на фудтраках все несколько иначе — есть свои особенности. Но об этом чуть позже.

Интересные факты бизнеса на фудтраках: от США до России

В США первым коммерческим прообразом фудтраков считается «фургон с обедом» Уолтера Скотта. Уолтер, как профессиональный продавец, задумал построить свой фургон в 1872 году. Скотт взял обычный крытый вагон, вырезал в нем окна и припарковал перед офисом местной газеты в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). В своем фургоне он наладил продажу бутербродов, пирогов и кофе для сотрудников, выходящих на обеденный перерыв, и повседневных посетителей газетного офиса.

Бизнес оказался весьма успешным и заразительным! Уже к 1880 году появились первые коммерческие фургоны для обедов. Так, подобным выпуском занялся бывший вокалист Томас Бакли, то есть человек абсолютно не связанный с этим бизнесом. Он изготавливал вагончики для обеда в Вустере (штат Массачусетс). Каждый его фургон был оборудован раковиной, холодильником, кухонными плитами. Окна фудтраков Бакли имели настоящее остекление, а внутри вагончиков находился настоящий уютный интерьер кафе.

Первыми массовыми фудтраками современного образца считаются мобильные столовые, созданные в конце 1950-х годов для нужд Армии США, бесперебойно обеспечивая горячим питанием солдат на различных базах, расположенных по всей стране. Позже, после их списания, эти вагончики выкупались энтузиастами от бизнеса и переделывались для коммерческого использования.

На начальном этапе становления ниши, фудтраки использовались лишь в крупных прибрежных городах Америки, таких как Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Традиционно, как и рассчитывал подобный бизнес, в этих городах было много отдыхающих, а значит был хороший спрос на продукцию фургонов-столовых.

Сегодня, фудтраки в Америке, встречающиеся повсеместно от крупных городов до небольших сельских поселков, одна из самых популярных бизнес-ниш, основанной на готовке еды. Этому способствует множество факторов, включая такие как мобильность и разнообразие предлагаемого меню. Это невозможно достичь местному бизнесу, например, работающему по схеме обычного кафе. Американские фудтраки составляют серьезную конкуренцию стационарным точкам общепита по всей стране, и в некоторых городах владельцы классических кафе «воюют» с траками, лоббируя правила их эксплуатации на уровне местного законодательства.

Чикаго, к примеру, долгое время считался единственным городом Соединенных Штатов, где абсолютно не разрешалось готовить еду внутри фудтраков. Вся пища, продаваемая с колес в Чигако, должна была быть заранее приготовлена на стационарной коммерческой кухне, соответственным образом упакована и маркирована. В фудтраках её лишь разогревали. Местная общественность и владельцы фургонов-столовых, с привлечением специалистов юридического факультета Чикагского Университета, оспорили и частично отменили этот закон. Теперь в Чигаго на борту фудтрака можно готовить, но остался запрет на парковку грузовика с готовой едой ближе чем 61 метр от стационарных кафе и ресторанов. С учетом плотного размещения подобных точек общепита в центре города, фактически въезд фудтраков в эту локацию Чикаго — запрещен.

Очередной виток популярности у траков с едой в Штатах произошел после кризиса 2008 года. Тогда многие рестораны и кафе разорились, а их повара остались без работы. Единственным выходом из сложившейся ситуации стал фудтрак. Он позволял зарабатывать, то есть готовить и продавать еду, и стоил, к тому же, гораздо дешевле стационарных точек. Шеф-повара организовали свои уникальные фудтраки с «едой от шефа» — оригинальной авторской кухней. В таких торговых прицепах еда ресторанного уровня продавалась практически по цене традиционного фаст-фуда. Благодаря этому фудтраки профессиональных поваров быстро обзавелись поклонниками — постоянными клиентами. Этому явлению посвящен фильм 2014 года «Повар на колесах» (режиссер Джон Фавро, Aldamisa Entertainment, США).

Бизнес на фудтраках в США развит настолько сильно, что компании, занимающиеся сборкой этих прицепов, дополнительно предлагают комплексные услуги — разработку концепции, обучение персонала и дальнейшее сопровождение бизнеса: от поставки продуктов до бухгалтерии. В Соединенных Штатах Америки, по самым скромным оценкам, ниша мобильной торговли готовой едой оценивается в 2,7 миллиарда долларов.

Кроме этого, у владельцев подобных точек в США, есть реальный шанс вырасти в целую империю, что привлекает в нишу начинающих предпринимателей. Трак отличный способ проверить свой бизнес! Лос-анджелесская компания-производитель необычного мороженного для гурманов Coolhaus начинала в 2009 году с одного фудтрака. А в сентябре 2014 года они могли похвастать 11 торговыми прицепами, двумя фирменными стационарными магазинами и более 2500 магазинов-партнерами, реализующих мороженное Coolhaus.

Кроме США, продуктовые прицепы весьма популярны в многих странах Азии. Там мобильная торговля имеет крайне разнообразные виды и улицы городов, из-за местных траков, торговых лавок и прицепов, напоминают восточный базар (что недалеко от правды). А в Австралии такой вид приготовления и продажи готовой еды считается инновационным. Каждое новое появление прицепа с едой освящается в местных СМИ, а всего в стране насчитывается не более 170 фургонов, популярных у местного населения.

В столице Бельгии — Брюсселе — в мае проводится ежегодный фестиваль фудтраков, один из крупнейший в Европе. При этом в Бельгии запрещено торговать едой с таких мобильных точек. Исключением являются футбольные матчи и территория стадионов. Бельгийский союз владельцев фургонов-столовых выступают за отмену этого запрета.

В Канаде, стране, расположенной по соседству с США, фудтраки очень распространены и называются «кантины» (по-французски «кафетерий»), кухня довольно разнообразна — от местных бутербродов с жаренным сыром до экзотического мексиканского фаст-фуда.

Во Франции подобные грузовики стали появляться в 1960-х годах, но широкую популярность они приобрели в 2012 году, когда на улицах французских городов стали проявляться фудтреки, предлагающие фаст-фуд на американский манер — гамбургеры, закуски и тому подобное. Это не удивительно, помня о гастрономических пристрастиях Франции, любое местное кафе может похвастать блюдами высокой кухни. Клиентам хочется разнообразия!

А в Англии фудтраки появились сразу после окончания Второй Мировой Войны. Сегодня они встречаются повсеместно по всей Великобритании. Особенно там, где присутствует трафик потенциальных потребителей — центральные площади городов, парки, стадионы, парковки торговых центров. Многие фудтраки дежурят на трассах, поскольку путешествующие англичане из-за экономии предпочитают останавливаться возле них, а не в стационарных кафе на дороге, где такое же блюдо может стоить дороже, чем «с колёс» трака.

Кроме прямых продаж, в большинстве стран мира, фургоны с едой привлекаются для обслуживания различных выездных мероприятий — свадьбы, дни рождения, корпоративы и тому подобное.

фудтрак

В России у фургонов-столовых своя атмосфера. С одной стороны — фудтрак, выражаясь языком ГИБДД, является транспортным средством. Следовательно, к нему применяются все требования эксплуатации ТС в России. Это касается, в первую очередь, документального оформления трака — постановка фудтрака на учёт в ГИБДД. Но об этом чуть ниже. Кроме этого, российский бизнес на фудтраках обладает рядом специфических факторов — от их прямого применения по готовке и продаже еды, до соответствия законам о рекламе.

Первые фудтраки в России появились в начале 1990-х годов. Их б/у-варианты массово ввозили из Европы. Ассортимент был бесхитростным — поп-корн, хот-доги, куры-гриль и тому подобный фаст-фуд. Работали, преимущественно, на территории местных рынков. Затем, столкнувшись с местными законами, эксплуатация таких прицепов практически сошла на нет.

Современная популярность фудтраков, возникшая на волне возросшего потребительского спроса на гамбургеры и прочих подобных блюд, в России насчитывает не более семи лет. При этом до сих пор нет единого законодательства о мобильной торговле. Что «подвешивает» эксплуатацию траков на законодательство местной власти. В каких-то регионах использование фургонов успешно регулируется, существуют нормативы и постановления, а где-то — нет вообще подобной терминологии, то есть, трак нельзя эксплуатировать по прямому назначению.

Чаще всего в России траки с готовой едой привлекаются в качестве кейтеринг-услуг — выездное обслуживание разнообразных мероприятий. Но, несмотря на эти сложности, число подобных фургонов в России неуклонно растет. Появились местные производители. То есть бизнес в России развивается и приносит прибыль их владельцу.

Старт фудтрак-бизнеса: преимущества и особенности использования траков в России

По сравнению со стационарным заведением общепита фудтрак обладает рядом преимуществ.

Открытая кухня и контакт с поваром. В фудтраке процесс приготовления еды полностью находится на виду у покупателя. Это располагает клиента. И если кафе или ресторан, изменяя свою концепцию, только приходят к принципу открытой кухни, то в фургоне этот тренд «доступен из коробки».

Мобильность фудтраков. Торговая точка, обладая этим преимуществом, всегда находится рядом с клиентом. Фудтрак постоянно следует за потребителем, это особенно важно в случае проведения каких-либо массовых мероприятий. Трак можно поставить максимально близко к точкам концентрации клиентов — будь то местный парк отдыха или городской пляж летом; зимой — каток или лыжная база; в межсезонье — кейтеринг или городские площадки, например, возле метро или рядом с офисными зданиями.

Трак отличается полным отсутствием традиционной арендной платы, в отличие от стационарных точек. Конечно, в местный муниципалитет или владельцу территории необходимо платить за используемое место, но это гораздо дешевле, чем у кафе аналогичного формата с равной пропускной способностью. А прибыль будет практически соразмерна, то есть, компактный фудтрак в некоторых случаях гораздо выгоднее стационарного кафе.

На что обратить внимание при старте собственного бизнеса на фудраке?

Первое и самое основное — особенности меню, планируемого к продаже в будущем фудтраке. От его выбора зависит не только успешность бизнеса в целом, но и конструктивные особенности самого трака.

Блюда должны быть легкими к исполнению и удобными в употреблении. Кроме этого, отличаться низкой себестоимостью при хорошей отпускной цене. И этом может быть не только шаурма или гамбургеры. Современная кухня знает более двух рецептов фаст-фуда — мобильная кофейня, пиццерия, азиатская кухня, гриль-меню и сочетание нескольких направлений. Определившись с меню, следует подобрать трак под полноценное приготовление выбранных блюд.

Как правило, в фудтраке работает не более 2 человек. То есть — эксплуатация фургона, уборка территории, приготовление еды и обслуживание клиентов полностью зависит от их расторопности. Кроме этого, в целях экономии зарплатного фонда, один из них должен выполнять роль водителя, в случае, если трак переоборудован из автомобиля. Следовательно, один может выполнять всю техническую работу по обслуживанию клиентов, вождению и уборке. Второй — исключительно повар, на нем вся готовка вкусных блюд. Есть универсалы, объединяющие в себе все функции. Они же, обычно, владельцы бизнеса, работающие на всех ставках из-за экономии. Это накладывает серьезное ограничение на кухню: при наплыве клиентов сложно одновременно готовить серьезные блюда и обслуживать потребителей. Их удел — простой фаст-фуд, типа пончиков, приготовление и продажа кофе и готовых десертов, хот-доги и жареная картошка. Блюда максимально простые и быстрые в приготовлении, правда и самые недорогие.

Основа эксплуатации мобильного столового бизнеса — ресурсы, используемые при готовке: газ, вода и электричество. Фудтраки с газовым оборудованием дороже. У них более серьезные ограничения по эксплуатации и обслуживанию. Однако, они отличаются повышенной мобильностью и способны работать в любых условиях, в отличие от электрических.

Траки, где оборудование полностью электрическое, отличаются большим потреблением этого ресурса. Суммарная мощность таких фургонов достигает 14 кВт. Что, в свою очередь (при необходимой мощности более 10 кВт) требует подключение к внешней сети питания. А это накладывает ограничения на эксплуатацию, она невозможна там, где нет силовой электролинии поблизости. Например, вдали от населенных пунктов. Фудтраки с мощностью оборудования до 10 кВт могут обойтись мобильными электрогенераторами. Но это повышенный расход топлива (бензин, дизель), шумовое неудобство и дополнительное согласование с разрешительными органами.

Определившись со всеми особенностями будущего фудтрака можно приступать к выбору своего фургона — основы всего планируемого бизнеса.

Как правильно выбрать свой первый фудтрак: варианты сборок и постановка на учёт в ГИБДД

На российском рынке встречаются два типа фудтраков — «самоделки» и траки заводского исполнения, оборудованные на специальном предприятии. Последние, обычно, это бывшие в употреблении профессиональные американские или европейские траки. Но встречаются и новые образцы, собранные на российских заводах. Большую конкуренцию им составляют фургоны и прицепы, выпускаемые на предприятиях Белоруссии и Украины. В этих странах законодательство разрешает торговлю с траков. Следовательно — присутствует стабильный спрос на такие транспортные средства. Что, в свою очередь, в этих странах привело к массовому открытию небольшим предприятий по производству подобных прицепов-кафе и фургонов-столовых. Новые траки, выпущенные в Белоруссии и Украине, пользуются хорошим спросом у российских предпринимателей. Как минимум потому, что инструкции по эксплуатации оборудования, если и не на русском языке, то понятны и без перевода. А также рассчитаны на эксплуатацию в российских условиях климата и газо- и энергопотребления. Также не возникает проблем с постановкой таких транспортных средств на учет в ГИБДД Российской Федерации. Они легко поддаются таможенному оформлению и сопровождаются всеми необходимыми документами. В отличие от их западных собратьев и самоделок.

Второй тип фургонов — сделанных на предприятии — наиболее предпочтителен для предпринимателей-новичков, так как они стандартизированы, отвечают всем основным требованиям безопасности и обладают высокой надежностью при эксплуатации. А при массовом производстве они обходятся дешевле самодельной сборки, что отражается на конечной стоимости для будущих владельцев.

Однако, у первого типа — самоделок — есть неоспоримое преимущество. Внешний вид самоделки выгодно отличает трак от своих заводских собратьев, что повышает её конкурентоспособность в виде вау-эффекта.

По мнению ряда экспертов, на вторичке наиболее подходящим к модернизации в фургон-кафе является автомобиль Peugeot Boxer (Citroen Jumper, RAM Promaster, Fiat Ducato III). Но на рынке встречаются разнообразные фудтраки, созданные на базе различных прицепов и фургонов. И если прицепы более менее однообразны. То автокафе в фургоне удивляет своим разнообразием, самоделки используют различные экземпляры — от УАЗ-452 «буханки» до раритетных Volkswagen Т1. Находятся и олдмобили, выпущенные почти 100 лет назад! Всё, в их случае, работает на вау-эффект.

олдтаймер фудтрак

Один из самых бюджетных вариантов для самодельной модернизации — покупка легкового прицепа типа «дом на колесах». Стоимость подобных прицепов начинается от 300 тысяч рублей. Всю переделку можно уложить в дополнительные 100 тысяч рублей.

Стоимость заводских фудтраков, укомплектованных профессиональным оборудованием, варьируется в зависимости от стоимости базы, и может достигать нескольких миллионов рублей. Так, фабричный прицеп-кафе, собранный на шасси легкового автомобильного прицепа, стоит в пределах 600-900 тысяч рублей; а на базе, например, Газель-NEXT — от 1,2 до 2 миллионов рублей. Этот порядок цен верен и для самодельной сборки, основанной на хорошем оборудовании и дорогом автомобиле или прицепе, используемым в качестве базы.

В любом варианте сборки — заводские или самодели — требуется постановка транспортного средства на учёт в ГИБДД РФ. И у заводских образцов, сделанных специально для России, с этим проблем нет. Хороший производитель самостоятельно получает ОТТС (одобренный тип транспортного средства), а затем ПТС на свою продукцию. Заметим, что в паспорте транспортного средства (ПТС) на прицеп или фургон должен быть записан правильный тип: автокафе, мобильная точка общественного питания и тому подобное. С этим набором документом постановка не отличается от процедуры, когда ставят на учет обычные автомобили.

Самоделку же, в случае, если переоборудование произошло только что из обычного автоприцепа или автомобиля, следует провести через всю цепочку оформления — подготовка проектной документации, получение ОТТС в специальных организациях, следом, в случае одобрения и допуска к эксплуатации на дорогах общего назначения — постановка на учёт в ГИБДД. Сборка таких прицепов — тоже хороший бизнес, о и нём мы писали в статье — Бизнес — производство и ремонт прицепов для легковых автомобилей. Там вы найдете все подробности о документальном оформлении подобных транспортных средств.

Полезные советы для тех, кто хочет открыть свой фудтрак

Бизнес с использованием трака несколько отличается от привычного заработка на стационарных кафе. Так, наценка в этом мобильном бизнесе не должна превышать 250%, в отличие от капитальных точек общепита, где наценка может достигать 600%. У фудтрака более высокая проходимость клиентов и прибыль можно делать на большом обороте, соответственно снизив свою маржу. Сегодня в России средний чек в уличной торговле готовой пищей не превышает 400 рублей.

Необходимый набор документов для ведения данного бизнеса мало чем отличается от бизнеса в любом другом общепите. Договоры на поставку воды и сертификаты на продукты питания, санитарный договор на вывоз бытовых отходов, разрешение от Роспотребнадзора, наличие санитарных книжек у сотрудников. Также не стоит забывать об оформленном уголке потребителей: книга жалоб и предложений, права потребителя и другая основная информация.

Перед тем как купить свой фудтрак следует ознакомиться с местными требования и нормами функционирования подобных торговых точек. Возможно в выбранном регионе работа трака будет просто невозможной.

Бизнес на фудтраке в России новый и востребованный тип, в силу его новизны на рынке отсутствует серьезная конкуренция. И пока крупные торговые сети не пришли в эту нишу у каждого новичка есть шанс стать известным брендом и завоевать собственную аудиторию.

Чего же вы ждёте, когда ниша почти свободна?

Еще бизнес-идеи:

Специально для hobiz.ru

Добавить комментарий