Необычные возможности вендингового бизнеса: как ларек самостоятельно зарабатывает деньги для своего владельца
Торгоматы или просто вендинг — довольно простой и уже знакомый вид торгового бизнеса для большинства современных бизнесменов. А из-за пандемии коронавируса этот вариант торговли получил новый виток развития. И, пожалуй, в ближайшем будущем вендинг станет очень прибыльным бизнесом. И вот почему.
Вендинг, как термин, произошел от английского слова vend — торговать (через автоматы). Говоря вендинг, пользователи подразумевают продажу различных товаров и услуг посредством автоматизированных систем — торгоматов (торговых автоматов). Часто, в зависимости от реализуемого товара, торгоматы называют по типу торговли. К примеру, кофейнные автоматы, автоматы с едой, торгоматы с напитками и так далее.
Принципиальная схема работы такого бизнеса довольно проста. Типовой торговый автомат едва ли занимает площадь более одного квадратного метра. И может быть размещен везде, где есть поток покупателей. Для его работы требуется подключение к сети электропитания, хотя существуют механические торгоматы, которым электричество не нужно. Внутри машины размещается товар или сырье, если автомат сам готовит заказ (пицца, салаты, кофе и тому подобное). Заказ и оплата совершается с помощью пользовательского интерфейса. Выдача покупки, в зависимости от ее физических характеристик, происходит через специальный портал готового заказа — небольшая ниша, куда выкладывается заказ или наливайка, где происходит наливка купленного. Все процессы, происходящие при покупке, осуществляются в автоматическом режиме — прием денег, расчет сдачи, подготовка и выдача заказа. Продавец не нужен. От владельца требуется лишь своевременное пополнение ларька товаром и снятие наличности. Все остальное — на совести машины.
Дополнительными преимуществами вендинга можно назвать круглосуточную работу аппарата, что также положительно сказывается на объеме продаж. Кроме этого, торгоматы экологичны (по сравнению с классической торговой точкой) и отличаются низким потреблением ресурсов — им не требуется серьезного отопления и освещения, для работы в режиме ожидания достаточно небольшого экрана.
Говоря простым языком, любая система автоматизированной торговли может считаться вендингом. Это главное преимущество этого вида бизнеса — удобный вариант вести торговлю или оказывать услуги без особых требований с минимум вмешательства человека. Который получил широкое распространение во всем мире. Hobiz.ru неоднократно описывал примеры, когда вендинг встречается во всех коммерческих сферах и областях жизни общества.
Легче перечислить области, где работа вендинговых автоматов не уместна. Если, конечно, получится их найти. Торговые аппараты в явном или неявном виде все прочнее входят в жизнь человека. Кофейные автоматы, готовящие горячие напитки — привычная и самая распространенная форма вендинга; автоматизированные ларьки питьевой воды, встречающиеся на каждом углу жилых районов; автоматические АЗС и наливайки незамерзающей жидкости; платежные терминалы, позволяющие пополнять счета мобильных телефонов, оплачивать услуги и ЖКХ, тоже своеобразные вендинговые машины; торгоматы с школадками, орешками, печеньем и прочими закусками; и другие варианты и области, где возможна торговля, но пока вендинг выглядит экзотическим вариантом. Хотя, события последнего времени, резко изменили взгляды бизнеса и на эти ниши.
История бизнес-вендинга — вчера и сегодня
Вендинг начался задолго до появления электронных устройств. И, как уже писал hobiz.ru, началось всё с продаж порций табака. Это были механические торгоматы, появившиеся в XVII веке нашей эры. Уже в 1886 году в США начали выдаваться патенты на торгоматы, продающие жевательную резинку. И до сих пор (если перейти по ссылке выше) механические торгоматы используются бизнесом и весьма успешно. Особенно, если следовать советам, данным hobiz.ru в вышеуказанной статье.
В СССР торговые автоматы начали появляться в 1950-х годах. Их область применения была ограничена продажами жетонов на метро и газированной воды. На вокзалах можно было встретить машины, продающие билеты на проезд или местные газеты. К началу 1990-х годов в России, из-за экономической нестабильности и постоянно растущих цен, проще говоря невозможности регулярной переделки машин под новые ценники, вендинговые аппараты надолго исчезли из поля зрения. Первые торговые аппараты, преимущественно подержанные, привезенные из Европы, стали появляться с открытием первых торговых центров и кинотеатров в начале 2000-х.
Сегодня на рынке можно встретить большое число предложений различных машин с различными принципами действия. Фирмы, специализирующиеся на вендинге, предлагающие обслуживание «под ключ», реализуют не только аппараты, но и полный сервис — от ремонта до наполнения. Владельцу торгомата остается только своевременно следить за состоянием и товарным предложением (о чем современные устройства заблаговременно предупредят по телефону или через Интернет). Конечно предварительно найти место для установки. Это может быть арендуемая площадь или собственная, например, в пределах собственной торговой точки. Так часто поступают владельцы, желающие увеличить выручку, но не имеющие физической возможности дополнительного обслуживания. «Электронный продавец» сделает все за владельца. Поэтому в павильонах с шаурмой можно нередко увидеть кофейный автомат. В то время, когда повар крутит вкусную шаурму, клиент приобретает стканчик свежего сваренного кофе. Доход с которого позже заберет из автомата себе владелец точки.
По мнению аналитиков, объем товара, реализуемого через автоматы, увеличивается на 5-10 % в год. То есть, спрос стабильно растет.
Но вендинг не ограничивается исключительно кофе. Как уже обозначил hobiz.ru, современные торговые аппараты умеют продавать всё, что можно продавать в дистанционном режиме. Некоторые ниши настолько интересны, что заслужили отдельного описания этой бизнес-идеи. Вот некоторые из них.
- Секреты и особенности вендингового бизнеса на платежных терминалах.
- Если хочешь быть здоров: бизнес на специализированном вендинговом автомоте возле спортивного клуба,
4 нетрадиционных вендинговых аппарата, продающие — от снежков до кухонной утвари. - Торговый автомат, продающий спортивные носки.
- Десять самых необычных торговых аппаратов в мире.
- Как продавать лапшу быстрого приготовления через торговые автоматы.
Будущее вендингового бизнеса
Вне всяких сомнений, будущее у бизнеса на вендинге весьма радужно. Более того, торговые автоматы, рано или поздно, заместят некоторые традиционные формы торговли. Так, летом 2002 года в Манчестере (Англия) открылся и успешно функционирует первый в стране автоматический супермаркет, в котором представлено 150 наименований товаров. И это не пограничный пример.
Постоянные читатели hobiz.ru знают, что уже появились торговые автоматические пекарни. Будучи размещенные на небольшой площади, они позволяют увеличить доходность в 20 раз.
Или, одна из популярных бизнес-идей, вендинг продающий свеженарезнный микс-салат. Его фишка в том, что салаты готовятся прямо под заказ клиента. Следом идет пицца, выпекаемая в торгомате за 3 минуты.
Вершиной вендингового бизнеса является бизнес-идея, также описанная на hobiz.ru. Её суть заключается в том, что автомат продает настоящие автомобили. Причем процесс ничем не отличается от покупки стаканчика кофе. Клиент вносит необходимую сумму, автомат выдает автомобиль. Простой процесс, путь к которому занял четыре века — 400 лет! Именно столько потребовалось эволюции, чтобы превратить простой механический торгомат, выдающий табак порциями, в сложное электронное устройство, способное продавать настоящие автомобили.
А ещё вендинг используют как способ нестандартного рекламного продвижения.
В скором будущем, если изучить концепты, появятся автоматизированные мобильные торговые ларьки, работающие как обычный торговый автомат, но умеющие передвигаться вслед за клиентами. Так, оценив людской трафик, такие мобильные ларьки подъедут поближе к вероятной точке наибольшего спроса. Вероятно, что в ближайшие два-три года потребитель увидит действующие установки в торговых центрах города или на пешеходных улицах.
Кроме этого, пандемия коронавируса, случившаяся по всему миру в конце 2019 года, заставила бизнес более пристально взглянуть на вендинг. Дело в том, как не сложно догадаться, такая форма торговли наименее всего пострадала от ограничений, введенных в разных странах. Так, вендинг полностью исключает контакт между клиентом и продавцом, что соответствует социальной дистанции. Кроме этого, вся продукция находится в закрытом аппарате, то есть клиент не имеет прямого контакта с ней, как это происходит, например, в торговых залах магазинов. Вот и выходит, что вендинг, пожалуй, стал единственным выходом для торгового бизнеса во время пандемии. А средства индивидуальной защиты стали тем товарным наполнением, который пользуется сегодня наивысшим спросом.
Поэтому можно смело утверждать, что вендинговый бизнес, в самом широком понимании, это настоящее и будущее торговли, которая может осуществляться при любых условиях обстановки в стране. За исключением, конечно, экономической нестабильности. Но и тогда вендинговый бизнес страдает ровно также, как и любой другой. За одним отличием. Для хранения аппарата не требуется много места. В случае, когда дела наладятся, несложно будет найти новое место для установки. Что нельзя сказать о торговой точке. Пандемия, к слову, показала это. Маленькие магазинчики с отдельным входом ограниченно, но продолжают работать. Как и торгоматы, размещенные в павильонах на остановках общественного транспорта и метро или просто на улицах. А вот торговые точки, размещенные в торговых центрах, — не работают, как и сами торговые центры. Можно сделать вывод, что вендинг стрессоустойчивый бизнес. Остается лишь найти наиболее подходящую форму торговли и запускать свой вендиговый бизнес в форме собственного торгового аппарата. Или сети аппаратов. А может заняться производством таких машин? В любом случае — спрос будет!
Дерзайте!
Специально для hobiz.ru