Как правильно заправлять автокондиционеры и заработать на этом

Кондиционер в современном автомобиле не роскошь, а обязательная опция, без которой немыслимо представить эксплуатацию машины. Например, летом в городских условиях, когда автомобиль дольше стоит в пробках, нежели движется. Кондиционер создает и поддерживает комфортную температуру внутри салона. Однако, почти у каждого третьего автомобиля наблюдается проблема с недостаточным охлаждением воздуха. Которую довольно просто решить, если знать как. Так почему бы не заработать на этом, помогая нуждающимся в дороге?

Сегодня, среднестатистический автолюбитель, живущий в условиях любого населенного пункта, знает, что такое автомобильный кондиционер, для чего он нужен и как им пользоваться. Как выше написал хобиз, такой кондиционер, встроенный в климатическую установку, позволяет поддерживать комфортную температуру внутри автомобиля. Это достигается включением оного с последующей регулировкой скорости обдува и температуры. Особо продвинутые автомобильные системы, называемые климат-контролем, умеют выполнять эти функции в автоматическом режиме. То есть, автоматика, согласно заданной температуре и данным с других датчиков, сама включает и выключает охлаждение воздуха, выбирает скорость обдува. В любом случае, все это работает на основе автомобильного кондиционера.

Принципиальное устройство автокондиционера, опуская технические детали и подробности их работы, довольно простое. Внутри климатической системы автомобиля устанавливается замкнутый контур системы охлаждения воздуха. Ее основные элементы — компрессор, конденсатор и испаритель. Последние  представляют собой самые обыкновенные радиаторы — большой и маленький, соответственно. Конденсатор — большой радиатор — ставится под капотом, рядом с радиатором охлаждения двигателя. Испаритель — маленький радиатор — внутри салона, в районе печки.  Компрессор, тот, который под капотом шумно щелкает муфтой, во время включения кондиционера, является главной деталью автомобильной системы кондиционирования.

Фреон — газ, выступающий в роли хладагента в системе кондиционирования, сжимается в компрессоре до высоких давлений и температуры и поступает в конденсатор, где отводится лишнее тепло, а фреон, следовательно, охлаждается. От этого фреон превращается в жидкость с высоким давлением — конденсируется. На выходе из конденсатора хладагент представляет собой жидкость. И, через рессивер-осушитель, поступает в испаритель, где, соответственно, закипает и превращается в газ. Давление фреона понижается. Такой переход между фазами — жидкость-газ — сильно охлаждает испаритель (буквально до нулевых температур). И теперь воздух, поступающий  в салон автомобиля, проходя через радиатор с низкой температурой, охлаждается. Что, собственно, и ждут владельцы от кондиционера автомобиля.

схема-работы-автомобильного-кондиционера-автокондиционера
Простейшая схема работы автомобильного кондиционера (картинка кликабельна)

Кстати, читатели hobiz.ru спрашивают, что за жидкость капает под автомобилем (да и из домашней сплит-системы) во время работы кондиционера? Это конденсат — вода. Откуда же он берется? Прямо из кондиционера? Нет, не из…, а из-за работы кондиционера! Это вода, которая находится в воздухе.

Теплый и влажный воздух с улицы, проходящий через холодные стенки радиатора-испарителя, осушается, от чего происходит понижение его температуры. Аналогичное явление можно наблюдать в холодильнике, если достать из морозильника любой холодный предмет, то его поверхность быстро покроется конденсатом, а воздух вокруг предмета станет на капельку прохладнее.

Так вот, конденсат водных паров, отобранных из охлаждаемого воздуха, скапливается на стенках испарителя. Концентрируется в большие капли и стекает в специальный дренажный блок, откуда, по трубке, вытекает наружу. Поэтому, в теплую погоду, под автомобилями с работающими кондиционерами, можно заметить те самые лужи конденсата. Да из трубки домашней сплит-системы течет такая же вода. Но, хобиз повторится, сама система кондиционирования абсолютно безводна и герметична. Вода берется из охлаждаемого воздуха во время работы кондиционера.

Автомобильный кондиционер — это тепловой насос. В котором тепло отбирается от воздуха, проходящего через радиатор испарителя, и через конденсатор отобранное тепло передаётся в окружающую среду.

Недостаточный объем хладагента, находящегося внутри системы, приводит к снижению эффективности работы кондиционирования воздуха. В некоторых случаях кондиционер и вовсе откажется работать, например, если фреона в системе будет меньше минимально требуемого объема. Почему же фреон уходит из системы автокондиционера? Если не рассматривать поломки в виде полной разгерметизации системы (к примеру, пробитый радиатор), то в большинстве случаев хладагент уходит из-за неполной герметичности соединений, которая возникает при естественной эксплуатации автомобиля от вибраций и других похожих факторов. Некоторые производители допускают, что в течение года может уйти из системы до 15% фреона. То есть, согласно их допускам, автомобильные системы кондиционирования требуется ежегодно заправлять. Благо эта процедура довольно простая и делается, буквально, за 15 минут. Вот тут-то и возникает бизнес-идея, предполагающая возможность заработать на заправке автомобильных кондиционеров. Доступная абсолютно каждому, кто немного знаком с автомобильной техникой.

Саму услугу, как заработок, можно оказывать с выездом к клиенту, или прямо на дороге всем, кто нуждается в заправке кондиционера автомобиля.

Процедура, хобиз повторится в очередной раз, довольно простая и не требует серьезного обучения, все основные моменты проходят на «автомате». Специалисту придется следить только за общими показателями. В зависимости от оборудования, дозаправка автокондиционера возможна несколькими способами — по давлению или по температуре.

Принципиальная схема заработка на заправке кондиционеров по давлению

Для дозаправки кондиционера потребуется простейший набор оборудования. Метрологическая (манометрическая) станция (Коллектор манометрический для хладагента R-134a), в народе называемая гребенкой или манометренкой или манометрический коллектор. Несколько шлангов, быстросъемные переходники для подключения шлангов к магистрали кондиционера в автомобиле, и сам фреон марки R-134a в баллоне (используют почти во всех автомобилях с 1992 года).

Метрологическая станция для заправки кондиционеров
Манометрическая (метрологическая) станция для заправки кондиционеров на 2 линии — низкого и высокого давления

Красный шланг подключается к баллону с фреоном, желтый шланг высокого давления можно заглушить (так как подразумевается, что систему нужно лишь дозаправить и она исправна, при помощи этой магистрали проверяют исправность испарителя и компрессора, вакуумируют систему и делают другие сервисные услуги), синий шланг подключается к магистрали низкого давления системы кондиционирования автомобиля через специальный штуцер. Либо, наоборот, использовать желтый… главное, чтобы было всего 2 шланга.

После чего, необходимо завести автомобиль, поднять обороты двигателя до 1500, включить охлаждение на максимум, включив рециркуляцию. Не забыть открыть окна.

По синему манометру проверяется давление внутри системы автокондиционера. Идеальные показатели 25 до 55 psi. Зависит от температуры окружающего воздуха. Так, при уличной температуре в 18 градусов, нормальное давление в системе будет 25-35 psi, а при 30 градусах и выше — 55 psi. Если показатель ниже, следовательно систему нужно дозаправить. То есть, как раз заработать на этом. Существуют манометры для автомобильного фреона с подобной разметкой зон — нормальное давление, пониженное давление, повышенное давление. Он называется — тест-коннектор для дозаправки кондиционеров.

Для дозаправки кондиционера автомобиля нужно осторожно и малыми дозами открыть синий кран. На контроль-глазке на гребенке будет видно как кипит фреон (если нет кипения — баллон пустой). Доведя давление до нужного показателя, зависящего от температуры воздуха, необходимо закрыть вентиль и дать поработать системе около 7-10 минут. Давление будет скакать, но оно не должно превышать максимального значения. Если будут скачки выше, значит система неисправна (не герметична и подсасывает воздух) и ее нужно ремонтировать.

Если все в порядке — система работает и исправна. Кондиционер автомобиля дозаправлен, счастливый клиент платит деньги. В среднем, такая услуга стоит около 1000-2000 рублей. Встречаются мастера, берущие оплату по весу. То есть, перед началом заправки взвешивают баллон с фреоном, затем, после всех процедур, производят повторное взвешивание. Разница и будет тем весом, ушедшим на заправку автомобиля клиента. В этом случае стоимость рассчитывается исходя из граммов. Средняя розничная цена грамма фреона начинается от трех рублей. Все остальные наценки — личное дело любого предпринимателя.

Дозаправка автокондиционера по температуре перегрева

Этот способ, в отличие от заправки по давлению, более точен, так как основывается на физических свойствах фреона марки R-134a. Экспериментальным путем установлено, что при полной системе температура магистрали на выходе из испарителя отличается от температуры кипения жидкого фреона на 5-8 градусов (температуру насыщения и конденсации фреона по давлению в системе).

Обрудование для дозаправки кондиционера по этому методу нужно такое же, как и в вышеописанном варианте. Манометричка, баллон с фреоном, весы. К нему необходимо добавить электронный термометр с термопарой. И можно начинать заправлять кондиционер автомобиля по температуре перегрева.

Для этого нужно запустить автомобиль, включить кондиционер, установить термометр на магистраль низкого давления, туда же подключить манометр. В зависимости от давления внутри системы нужно определить температуру кипения фреона. Это можно сделать с помощью специального приложения на мобильном, либо посмотреть справочную литературу, либо взять такой манометр, который имеет специальную шкалу, показывающую зависимость давления и температуру кипения. Либо использовать линейку холодильщика (фреонщика).

Линейка холодильщика, указывающая температуру насыщения и конденсации фреонов различных типов по давлению в системе

Так, при давлении в 1 бар R-134a закипает при температуре -10 градусов. А чтобы он закипал при 0 градусов давление должно быть 2 бара.

Важный момент. Если разница между температурой кипения и температурой на градуснике 5-8 градусов — кондиционер в заправке не нуждается. Если это не так — требуется дозаправка.

Дозаправка проводится аналогично — аккуратными небольшими дозами запускается фреон, давление растет. Заправщику остается лишь вычитать показания температур. К примеру, если на испарителе температура около 10 градусов, то давление в системе должно соответствовать температуре кипения на 5-8 градусов ниже — 3-5 градусов Цельсия. Фреон закипает на этой температуре при давлении в системе равным 2,5-3 бар. Или 36-43 psi. Хобиз напоминает, что в первом случае идеальным давлением считается то, которое лежит в пределах 25-55 psi. Как видно из примера, заправка по температуре кипения дает более точные показания. Кстати, 36-43 psi в системе кондиционирования наблюдается при температуре окружающего воздуха в 24 градуса по Цельсию.

На этом процесс заправки окончен. Оплату можно брать фиксировано — 1000-2000 рублей, а можно, аналогично первому варианту, по весу затраченного газа. Кстати, лайфхак от хобиз. Так как второй случай более точен, то фреона для дозаправки требуется больше, следовательно стоимость «в граммах» может выйти более солидной по сравнению с первым примером.

Стоимость оборудования и сумма заработка. Нюансы услуги дозаправки

Итак, приняв, что средняя стоимость услуги равняется — 1000-2000 рублей за 15 минут. Можно рассчитать окупаемость этого заработка.

Так, стоимость оборудования (манометрический коллектор, переходники и шланги) — начинается от 3600 рублей (для коллектора на 1 манометр). На сайте Алиэкспресс можно найти гребенку за $23. Баллона с фреоном R-134a на 13.6 кг газа хватает в среднем до 90 дозаправок автомобильных кондиционеров. Такой баллон продается по цене от 3000 до 6000 рублей. То есть, все оборудование окупится уже к 4-8 дозаправке. А баллон к 8-12 заправкам.

У постоянных читателей хобиз возникают вопросы. Они, например, знают что правильная и полноценная заправка кондиционера должно включать в себя отсос всего фреона, вакуумирование системы, дозаправка фреоном и маслом. Именно так выглядит настоящая заправка любой системы кондиционирования. Конечно, если система неисправна и весь (большая часть) фреон ушел. А если ушло несколько десятков грамм фреона — то даже в автосервисе просто дозаправят систему кондиционирования вышеописанными способами — по давлению или температуре кипения, без глубокой проверки и вакуумирования. Так как  предполагают — если система держит давление, то она изначально исправна. Бывают случаи сбоя электроники и выхода из строя компрессора, общей разгерметизации системы (пробит радиатор, лопнула трубка, ушло масло и так далее). Это уже серьезный ремонт, выходящий за рамки дозаправки, следовательно и этой бизнес-идеи от hobiz.ru.

Впрочем, для оказания такого полного комплекса услуг помимо метрологической станции потребуется приобрести (если не использовать специальную универсальную установку для заправки кондиционеров, которая стоит от 30 тысяч рублей):

Вакуумник (вакуумный насос) — устройство вакуумирования систем кондиционера. При помощи него удаляется весь фреон из системы, оставляя вакуум (используется желтый шланг на манометрической станции). Процедура занимает до 30 минут, в зависимости от мощности насоса, контроль работы прибора осуществляется по показателям манометра. После достижения необходимых показателей (на манометре 0 или 1) система выключается и еще 30 минут наблюдается в выключенном состоянии. Если показатели на манометре не меняются — система герметична. Если нет — необходимо искать утечку, поскольку она точно есть.

Течеискатель — прибор для поиска утечек фреона, бывает различных видов. Наиболее популярный прибор в России — CPS Leak Seeker LS7908. Позволяет искать утечки с точностью до миллиметра. Стоимость прибора от 50$.

Доливка масла в систему автокондиционера — сейчас существуют смеси из фреона и масла, используя которые нет необходимости в отдельной заливки масле в кондиционер. Если для дозаправки используется чистый фреон R-134a, то необходимо дополнительно использовать полиалкиленгликолевое масло (PAG). Заливка происходит по нормам, установленным для конкретного автомобиля (примерно 10-15 грамм на каждые 500 грамм фреона). Масло добавляется в систему через отверстие в картере компрессора кондиционера, либо при помощи специального устройства подключенного к магистрали кондиционирования. Но масло заливают только в том случае, если система была разгерметизирована — была утечка, менялись детали и прочие подобные ситуации. Перед заливкой масла и заправкой кондиционера фреоном, всю систему промывают специальным промывочным фреоном.

Внимание! После вакуумирования системы фреон и масло добавляются в систему только по весу, а не по давлению (фреон взвешивается в баллоне до заправки и после).

Общая стоимость оборудования — от 20 000 рублей. Стоимость услуги — от 2000 рублей. Процедура занимает до 2 часов времени. Желательно оказывать ее в условиях автосервиса, поскольку есть множество неучтенных нюансов.

В целом, подводя итоги бизнес-идеи, хобиз хочет отметить, что аналогичными способами и таким же оборудованием можно осуществлять дозаправку бытовых кондиционеров — сплит-систем. Различия, буквально, в типах фреона. В сплит-системах, обычно, могут использовать такие фреоны, как: R-407C, R-410А, R-32, R-22. Чтобы определить какой тип хладагента заправлен в сплит-систему необходимо обратиться к инструкции или найти этикетку на внешнем блоке (иногда располагается внутри корпуса). Это может стать дополнительным видом заработка, однако, автомобильные кондиционеры заправлять выгоднее. В силу того, что их просто больше, чем сплит-систем. А время на заправку автокондиционера уходит меньше. Более того, клиент обычно сам едет к мастеру, а не наоборот.

Хотя, если мастер приедет домой к клиенту, увеличивается шанс, что помимо автомобиля заказчика, предприниматель сможет заправить еще и сплит-систему (если она есть, а у бизнесмена есть набор необходимого оборудования и фреона). Кроме этого, соседи клиента также могут попросить дозаправку своих железных коней. То есть, пренебрегать выездом к клиенту — не стоит.

В целом, этот бизнес носит яркую сезонную характеристику. Более того, сильно зависит от температуры. Как говорится, если выдалось лето не очень, то и кондиционеры редко включаются. А как узнать, что он требует дозаправки? Именно! Нужно его не только включить, но и убедиться, что на улице жарко, а автомобильный кондиционер плохо справляется со своей функцией. Так что, этот бизнес нельзя назвать постоянным. Но как подработка в сезон — отличное решение!

Смотрите еще бизнес-идеи:

Специально для hobiz.ru


Хобиз раздает подписчикам Телеграм Premium!



Нужны деньги до зарплаты?
Без процентов! До 35 дней на сумму до 15 тысяч рублей.
Предложение ограничено! Спеши!




6 отзывов на “Как правильно заправлять автокондиционеры и заработать на этом

  • 04.08.2016 из 01:19
    Permalink

    Не совсем понятно сколько занимает время+цена за оказание услуги, то пишете Средняя стоимость данной услуги — 1000-2000 рублей за 15 минут. Стоимость оборудования с фреоном — от 3600 рублей. Баллона на 10 кг хватает до 90 дозаправок. То есть, все оборудование окупит уже к 4 заказу.
    ——
    то Общая стоимость оборудования — от 8500 рублей. Стоимость услуги — от 2000 рублей. Процедура занимает до 2 часов времени ??

    • 04.08.2016 из 01:25
      Permalink

      «Процедура очень простая и не требует большого обучения» , а меры безопасности есть, всё-таки работа с фреоном под давлением?

      • 04.08.2016 из 06:47
        Permalink

        даже при забивании гвоздей техника безопасности требует использовать средства индивидуальной защиты. Так и в работе с фреоном нужны средства индивидуальной защиты и собственная осторожность. Баллон с фреоном должен эксплуатироваться при температурах ниже 52 градусов Цельсия. Баллоны нужно периодически проверять и освидетельствовать в тех.службах, заправлять фреоном только у специальных служб.

        При работе с баллонами следует медленно открывать вентили. Необходимо убедиться в том, что этикетка хладагента соответствует цветному коду либо этикеткам на оборудовании. Не следует пытаться регулировать без должной подготовки любые предохранительные устройства на баллонах, расположенных рядом с холодильным оборудованием. Нельзя ронять баллон, допускать появления вмятин и других механических повреждений. Нельзя закреплять соединения с усилием.

        Освидетельствование и эксплуатация баллонов должны проводиться в соответствии с требованиями действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

        Если выражаться человеческим языком — так как баллоны имеют мелкие емкости — от 1 до 10 кг, то и опасность при работе с ними — минимальна, если соблюдать простейшие правила эксплуатации, которые вам расскажут при покупке/заправке баллона.

    • 04.08.2016 из 06:38
      Permalink

      1) процедура дозаправки: через гребенку подключается баллон к магистрали низкого давления автокондиционера и проходит дозаправка системы фреоном (15 минут) по давлению. Стоимость услуги от 1000 до 2000 рублей. Такая услуга оказывается как раз на дороге. Стоимость оборудования — гребенка+баллон с фреоном — от 3600 рублей.

      2) процедура перезаправки фреоном: через гребенку подключается и баллон и вакуумный насос к магистрали автокондиционера. При помощи насоса удаляется весь газ из системы, оставляя вакуум, система проверяется на утечки (если вакуум сохраняется долгое время, то утечек нет). Можно еще провести опрессовку азотом под высоким давлением, но это мало кто делает. Процедура опрессовки осуществляется при помощи редуктора (который работает на высоких давлениях) — подключаем редуктор к системе кондиционера, к нему баллон с азотом на 15 кг, давление высокое. Пускаем азот и опрессовываем систему. Когда проверка системы показала герметичность, заполняем систему маслом + фреоном через гребенку, уже по весу. У каждого автомобиля вес фреона в системе с маслом свой. Такая процедура занимает от 2 часов. Стоит от 2 тысяч рублей (зависит от количества фреона, масла и доп.услуг). Оборудование — гребенка + баллон с фреоном + масло и комплектующие + вакуумник + течеискатель + весы — от 8500 рублей. На дороге такую работу оказывать не стоит, так как по времени очень много занимает, а вот с выездом к клиенту + возможна работа над стационарными кондиционерами (только тип фреона другой).

Добавить комментарий