Как открыть ресторан
Как открыть ресторан и сделать его успешным: советы известного промоутера ресторанного бизнеса Алексея Травницкого
Если Вы читаете эту статью, значит Вас действительно интересует задача открытия или раскрутки ресторана.
И Вам наверняка известно, что сегодня ресторанный рынок Москвы растет быстрыми темпами. По оценкам специалистов, такая тенденция сохранится в течение ближайших 5- 10 лет. Но здесь новичкам (непрофессиональным инвесторам) следует обратить внимание на то, что вход на рынок ресторанного бизнеса, значительно ограничен и связан с высокими рисками. Во-первых, потому что этот сегмент близок к насыщению. Во-вторых, в данной сфере успешно работают профессионалы, конкурировать с которыми очень сложно. Если все же желание попробовать силы в этом деле велико, как и уверенность в том, что все обязательно получится, то опыт профессионалов, их советы, безусловно, понадобятся. В таких случаях можно получить помощь в консалтинговых компаниях или позаимствовать опыт более успешных коллег (которые готовы им делиться). Так, заместитель руководителя группы «Столичные рестораны» Алексей Травницкий («Семь пятницъ», «Черная кошка», «Ходжа Насреддин в Хиве», «Цимес», «Кинема»), который работает в этой сфере около 10 лет, отмечает, что готов помочь любому начинающему предпринимателю, не знающему, как сделать свой бизнес успешным.
Даже лучшие рестораторы говорят о конкуренции. Для них также актуальна проблема привлечения и удержания клиентов. Посетитель не будет приходить в заведение, находящееся под патронажем известного человека, если оно не обеспечит комфортных условий. «Самая большая сложность в работе дорогих ресторанов – привлечение клиентуры», — делает акцент Алексей Травницкий. Поэтому вся работа персонала, как правило, направлена на создание своего круга посетителей. Необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы гостю было приятно, чтобы каждый чувствовал особенное внимание. Здесь, конечно, недостаточно исключительно деловой хватки. А вот талант, или, во всяком случае, творческий потенциал, скорее всего, понадобятся.
«Любое капиталовложение может окупиться при правильной раскрутке», — считает Алексей Травницкий. В этом смысле львиная доля усилий направлена на то, чтобы заведение стало заметным. А этому способствует не только грамотная рекламная кампания. Хотя и её значения никто не умаляет. Недаром считается, что «вести бизнес без рекламы – все равно что подмигивать девушкам в полной темноте». Таким образом, можно выделить следующие слагаемые успеха: удачную концепцию и месторасположение будущего заведения, хорошее меню, отменный сервис и грамотную раскрутку.
В последнее время очень популярным становится термин – промоушн (promotion). По сути дела, это ряд мероприятий, направленных на обеспечение популярности заведения. Диапазон акций подобного рода может быть очень широк. Все зависит от того, на какую целевую аудиторию они рассчитаны.
Предположим, вы только открыли свое заведение и круга постоянных посетителей пока не имеете. Ваша задача заявить о себе. Всевозможные промоушн-акции весьма этому поспособствуют. Конечно, подготовка мероприятий подобного рода потребует немало усилий, капиталовложений и времени. Конечно, неповторимое оформление помещения, различные дизайнерские находки притягивают внимание посетителей. Заинтересует клиентов и отменная кухня. Но ведь для того, чтобы обо всем этом узнать, надо хотя бы раз заглянуть в ресторан. А как заставить потенциальных гостей увидеть именно вашу вывеску? Заглянуть именно на ваш огонек? Здесь как нельзя уместнее всевозможные промоушн-акции.
Поэтому изюминкой ресторана «Ходжа Насреддин в Хиве» стала своя развлекательная программа. К открытию заведения Алексей Травницкий и театр «Комеди-Кауз» (художественный руководитель Александр Маркелов) поставили около 3 мюзиклов с участием профессиональных певцов и танцоров. Это настоящее театральное шоу с эксклюзивными костюмами и декорациями. Конечно, когда был сформирован круг завсегдатаев, потребовалось расширение репертуара (чтобы элементарно не наскучить), в связи с этим развлекательная программа постоянно обновляется.
Ресторан «Семь пятницъ» в этом смысле стал своеобразной площадкой для проведения всевозможных акций с привлечением различных знаменитостей. Увлекательные шоу, интересные тематические вечеринки, показы новых коллекций известных модельеров – это не полный перечень идей. Использование такого арсенала позволяет в несколько раз увеличить прибыль заведения.
Иногда специальные промоушн-мероприятия проводятся с целью поддержания статуса ресторана. В таких случаях приглашаются именитые гости. Так, например, в ресторане «Кинема» при поддержке Международной шахматной федерации FIDE был организован “несерьезный турнир для серьезных людей” — chess party , в котором приняли участие бизнесмены, звезды эстрады, политики, кино. «Женская сборная» была представлена блистательными Ангелиной Вовк, Марией Бутырской, Марией Арбатовой, за ними в результате и закрепилась победа. А для того чтобы проигравшая сторона не слишком огорчалась, игрокам предложили «кальян мира». Успех подобных мероприятий во многом зависит от того, насколько наработаны личные связи организаторов акций или владельцев заведений. Если уже существует некая «база клиентуры», то разослать приглашения не составит труда. Как правило, в солидных заведениях такой список существует. Проведение таких акций значительно повышает интерес к заведению, поэтому в «Кинема» часто проводятся всевозможные fashion- показы, party с привлечением звезд эстрады как наших, так и зарубежных. Так, очень запомнился бриллиантовый парад, на котором были показаны ювелирные украшения ведущих домов России.
Примером другого удачного решения вопроса о привлечении клиентов можно считать создание детских клубов при ресторанах. «Первый детский клуб открылся в ресторане «Семь пятницъ» в 1999 году», — рассказывает Алексей Травницкий. Сегодня они есть в большинстве заведений группы «Столичные рестораны» Причем, в некоторых ресторанах детская зона выделена декорациями, в большинстве же это отдельное помещение.
В самом деле, почему-то интересы детской аудитории совершенно не учитываются, а, между тем, именно малыши зачастую становятся инициаторами праздников. Где же в таком случае отдохнуть всей семьей? Вряд ли для этого подойдет пафосная обстановка фешенебельных ресторанов. То есть, уровень заведения может быть каким угодно, а вот атмосфера исключительно праздничной. Здесь полет вашей фантазии может быть не ограничен: мюзиклы, шоу, театральные постановки, клоунада, факиры, воздушные шары – все зависит от бюджета мероприятий. В данном случае можно рассчитывать как на прибыль от продажи входных билетов, так и на то, что дети придут со своими родителями, которые, в свою очередь, захотят перекусить. Как отмечает Алексей Травницкий, благодаря проведению таких мероприятий количество посетителей в выходные дни увеличивается в три-четыре раза. А праздничные дни тем более потребуют специальной подготовки. Подарки, сувениры, розыгрыши, рекламные акции, наверняка, привлекут внимание посетителей. В арсенале группы «Столичные рестораны» множество находок. Наверняка, постоянным посетителям этой сети запомнились детские шоу-программы «Волшебный карнавал», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря», «Маугли», «Детский венецианский карнавал». Интерактивные представления позволяют юным участникам праздников почувствовать себя настоящими артистами. Учитываются интересы всех возрастных категорий, поэтому дети постарше могут посетить всевозможные конкурсы и тематические программы. Очень популярное в последнее время идея «Фабрики звезд» и детский театр нашли свое применение. Под руководством опытных педагогов дети учатся петь и играть, пробуют свои силы в качестве звезды. Также захватывают детские fashion-party. Стать моделью мечтает, наверное каждая девочка, и такая возможность у неё появляется. Модельеры детской одежды дают возможность юным гостям попробовать свои силы на подиуме.
Особо следует отметить новогодние представления, которые оставили впечатление волшебной сказки. На летней веранде ресторана «Семь пятниц» даже заливали каток.
Родители имеют возможность оценить работу организаторов праздников в специальном анкетировании, но лучшей оценкой, как правило, становятся неоднократные повторные визиты.
Таким образом, можно заметить, что успех предприятия, во многом зависит от того, насколько сам хозяин заведения желает инвестировать «раскрутку» ресторана. Причем, совсем не обязательно, что бюджет мероприятий будет выливаться в запредельные суммы. Главное, грамотно подойти к его организации, а ещё лучше привлекать опыт профессионалов.
Проконсультироваться с Алексеем Травницким по вопросам открытия и раскрутки ресторанов можно по электронной почте art@r3.newlan.ru