Неоднозначный список машин для такси с 2026 года: выживут ли перевозчики?
Минпромторг поставил таксопаркам ультиматум — с марта 2026 года российские дороги заполнят только локализованные автомобили. Готовы ли вы к таким такси?
Сенсационное заявление Минпромторга России взорвало рынок таксомоторных перевозок — ведомство опубликовало официальный перечень автомобилей, которые можно будет включать в региональные реестры такси после 1 марта 2026 года. Этот список уже окрестили «приговором» для иномарок в такси и «пропуском» для отечественного автопрома.
Закон о локализации: что ждет рынок такси
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 23 мая 2025 года № 116-ФЗ, который кардинально изменит правила игры на рынке таксомоторных перевозок. Главная цель документа — увеличение доли машин российского производства, используемых в такси.
Для включения автомобиля в реестр такси необходимо выполнить одно из двух условий:
- Набрать определенное количество баллов локализации, установленное Правительством РФ для госзакупок;
- Быть произведенным в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК).
Степень локализации автомобиля считается в баллах, которые начисляются за каждый элемент с российским происхождением. Например, окраска кузова в России дает 500 баллов, сварка кабины — 400 баллов. В 2026 году для такси потребуется 3200 баллов, в 2027-м — 3500, а в 2028-м — уже 3700 баллов.
ПОЛНЫЙ список разрешенных машин: сенсационные включения и шокирующие исключения
Минпромторг представил исчерпывающий перечень автомобилей, соответствующих новым требованиям. В список вошли более 20 моделей от шести российских брендов.
LADA: Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel — вся линейка АвтоВАЗа получила добро на работу в такси.
УАЗ: Патриот, Хантер — внедорожники, которые эксперты называют «непригодными» для городских перевозок.
Sollers: SP7 — минивэн стоимостью от 5 миллионов рублей, который найдет в такси «крайне ограниченное применение» по мнению аналитиков.
Evolute: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE — электромобили, которые не смогли прижиться в отрасли из-за недостатка зарядных станций и проблем с дальностью хода в холодное время года.
Voyah: Free, Dream, Passion — «очень дорогие автомобили», которые вряд ли будут пользоваться спросом у таксистов.
Москвич: 3, 3е, 6, 8 — по словам экспертов, «Москвич 3» уже зарекомендовал себя не с лучшей стороны: это «жесткая и шумная машинка, дорогая в обслуживании» с ненадежной коробкой передач.
УДИВИТЕЛЬНОЕ исключение: куда пропали Haval и Solaris?
Примечательно, что в список не вошли автомобили отечественного бренда Solaris, выпускающиеся на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, а также китайские Haval, собирающиеся на заводе в Тульской области. Эксперты предполагают, что отсутствие этих марок обусловлено «дополнительными непубличными критериями отбора».
Правда, которую скрывают: почему эти машины НЕ ПОДХОДЯТ для такси
Эксперты авторынка в шоке от опубликованного перечня. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил: «Вероятно, УАЗы включили чисто механическим образом, потому что представить их в такси просто невозможно».
Субъективные недостатки российских такси:
- Только механическая коробка передач в многих моделях;
- Низкий уровень комфорта — кондиционер часто только в старших версиях;
- Заоблачная цена — российская машина с минимальными условиями комфорта стоит от 1,6 до 2 млн рублей;
- УАЗ Patriot и Hunter не имеют даже подушек безопасности;
- Электромобили Evolute страдают от недостатка зарядных станций и теряют 30-40% заряда зимой.
Таксист и автор Telegram-канала «Омбудсмен Такси» Антон Максимов обратил внимание, что УАЗ Hunter вообще не может использоваться в такси по закону, поскольку имеет сертификацию категории N1G (грузовой автомобиль), а для такси разрешены только машины категории М1 (легковые).
Цены взлетят до небес: что ждет пассажиров
Новый закон приведет к значительному подорожанию тарифов на такси. В Москве и Санкт-Петербурге повышение составит 20–35% к 2026–2027 годам.
Текущая средняя стоимость поездки на такси в Москве (10 км) — 900–950 рублей.
После подорожания средний чек будет составлять примерно 1100–1250 рублей.
Увеличится и время подачи автомобиля — в городах-миллионниках ожидается прибавка ко времени на 15–20%, особенно в часы пик. Поездки на такси станут менее доступной повседневной услугой для россиян.
Спасительная отсрочка: кому повезло
Закон предусматривает длительный переходный период — до 2033 года, что даст время и производителям, и перевозчикам адаптироваться к новым правилам.
ВАЖНЫЕ исключения:
- Требования не распространяются на автомобили, уже внесенные в реестр такси до 1 марта 2026 года;
- Калининградская область и регионы Сибирского федерального округа получили отсрочку до 1 марта 2028 года;
- Субъекты Дальневосточного федерального округа могут не соблюдать требования до 1 марта 2030 года;
- С 1 января 2033 года единственным условием для включения автомобиля в реестр такси станет набранное количество баллов локализации.
Выживут ли таксопарки?
Публикация первичного перечня — это только начало. Минпромторг подчеркивает, что список будет регулярно обновляться по мере появления новых моделей российских брендов и автомобилей, производство которых будет локализовано в России в рамках специальных инвестконтрактов.
Однако уже сейчас ясно: грядущие изменения ударят не только по таксопаркам, но и по кошелькам обычных пассажиров. Остается надеяться, что отечественные производители успеют улучшить качество своих автомобилей до вступления закона в силу, иначе россиянам придется пересаживаться из комфортных иномарок в «жесткие и шумные» отечественные машины и платить за это больше.

