Некоторые признаки мошенничества при сделке
Для того чтобы не стать тем самым умным, предприимчивым и состоятельным простофилей, который сам свой бизнес «родил», «вскормил», холил, лелеял и самолично «увековечил», необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о типичных признаках мошеннических действий.
ХОБИЗ.RU приведёт несколько наиболее общеизвестных и, как ни странно, действенных убеждений к совершению Вами тех или иных действий, непременно ведущих никак не на первые строки рейтинга самых богатых и успешных:
- Необыкновенная прибыльность сделки;
- Чрезвычайная срочность решения вопросов;
- намеки или ссылки на «высоких» покровителей, возможность влияния в крупномасштабных размерах на ход событий, естественно, через вышеупомянутых высокопоставленных особ;
- посвященность в некоторые конфиденциальные моменты;
- форс-мажорные обстоятельства сделки, её нестандартность;
- конфиденциальность предполагаемого партнера из-за больших объемов сделки;
- и, конечно, временные финансовые затруднения того самого «инкогнито».
Рассмотрим некоторые варианты самых распространённых мошеннических схем:
1. Мошенничество в процессе закупки товара
Следующие способы мошенничества выявлены с помощью периодических проверок закупочных цен на товар, которые были зафиксированы в системе учета. Такие мероприятия также легко можно обнаружить и пресечь, если временно сменить сотрудника, который занимается операциями закупки, а затем сравнить результаты закупочных цен на товар. Так к каким ухищрениям прибегают мошенники? Чаще всего недобросовестные сотрудники соглашаются произвести закупки по повышенной цене и получить «откат», или закупить излишнее количество товара и выиграть на разнице оптовых цен. Как вариант также может быть использована схема закупки товара у одного и того же продавца со скидкой, где сотрудник разницу, конечно, берет себе. Также особой популярностью пользуется схема покупки товара через свою посредническую фирму.
Такого «дорогого» «посредника» в данных учёта выдают следующие моменты:
- изменение цены в большую и меньшую сторону на одну и ту же группу товаров;
- завышенные, по сравнению со средними ценами, закупочные цены;
- преимущественный способ расчета между сторонами наличный;
- товарный ассортимент фирмы универсален, а порой просто создан для сотрудничества с Вашей компанией;
- контактные данные предприятия отсутствуют;
- объемы закупок товара, срок реализации которого превышает один месяц, слишком крупные.
2. Мошенничество в процессе поступления товара.
Во время приема товара на склад добропорядочный кладовщик, естественно, не за Спасибо, не принимает товар на склад, а оставляет его там, где ему лежать более не положено — у поставщика в машине. Такое мошенничество в принципе очень удобно: кто-нибудь видел, что товар с предприятия выносили? Выноса товара со склада не происходило, однако недостача есть. Чтобы выявить такое мошенничество, нужно соблюдать ведение склада по системе «день в день» без отставания. Когда система «день в день» компьютеризирована, а кладовщик не имеет никакой возможности исправления единожды введенных документов, можно спать спокойно. Или же Вы можете поступить дальновиднее: поскольку изменения время от времени в виду человеческой природы вносить-таки приходится, дайте кладовщику возможность их корректировки, а сами коррективы программно фиксируйте, что поможет идентифицировать мошенника и сам факт мошенничества.
Конечно, существуют так называемые критические группы товаров, методические списания которых ежедневно не проводятся, более того, инвентаризация проводится исключительно до или после осуществления крупной сделки. Понятно, что снятие остатков более или менее дорогих групп товаров и состава их отгрузок следует проводить хотя бы еженедельно — не пренебрегайте этим моментом. Ещё один момент: накладную приема товара со склада должен подписывать материально ответственный сотрудник непосредственно в момент передачи товара (и ни на день позже).
3. Мошенничество в процессе производства
Наиболее распространённой схемой мошенничества в процессе производства считается несоблюдение технологического процесса, когда в калькуляционных картах, например, завышают процент отхода, или, наоборот, недолива, что позволяет сэкономить на себестоимости товаров. И вот тут предпринимателям, которые стоят на страже интересов своей компании, стоит учесть следующее: для получения дохода от реализации ингредиентов, сэкономленных на производстве, или дополнительного выпуска продукции, мошенники вынуждены сначала незаметно вынести, а затем реализовать краденое. Потому ХОБИЗ.RU обращает Ваше внимание на необходимость поддержания строгого контроля количества произведенной продукции и предотвращения выноса оной с производственных участков.
4. Мошенничество в процессе реализации товара
Существуют такие варианты мошенничества:
- продажа различным мелким контрагентам заказов, которые руководству представлены как один крупный заказ, что, естественно, светит «премиальными», хорошей скидкой на товар и «откат» от клиентов;
- реализация клиентам фирмы не своей продукции, а купленной у стороннего предприятия без участия «родной» компании;
Суть реализации какого-либо мошенничества состоит в том, что в любом случае имеет место быть сговор, будь то сговор продавца с покупателем или производителя и реализатором. Для предупреждения и ликвидации малейших шансов на успех действий мошенников необходимо повсеместно производить периодическую сверку данных о соотношениях объемов реализованной продукции между различными менеджерами и групп товаров между разными сменами менеджеров. Также нелишним будет снятие данных об остатках дорогих товарных групп продукции в местах её реализации. Любая резкая корреляция значений в большую либо меньшую сторону будет свидетельствовать о возможных мошеннических (вредительских) действиях.
К сожалению ХОБИЗ.RU, объем одной статьи не в состоянии охватить все важные моменты определения и пресечения мошеннических действий сотрудников на предприятии. К тому же каждая организация имеет свои уникальные особенности функционирования, что даёт мошенникам новые аспекты применения своих дюжих способностей. Естественно, каждый случай мошенничества (его история и методы борьбы с ним) требуют пристального внимания каждого руководителя.
Специалисты ХОБИЗ.RU ждут Вас вновь на страницах сайта и вдвойне рады, если Вам удастся почерпнуть для себя кое-что полезное.
Специально для ХОБИЗ.RU — мы помогаем защитить бизнес