Мошенничество торгового представителя

Мелкий мошенник — ещё тот паразит, вред от действий которого может быть оценен в особо крупных размерах….

Совершенно очевидно, что для крупных и мелких предприятий наиболее серьёзный вред наносит воровство собственных сотрудников, ибо персонал, проработав некоторое время на предприятии, видит все «прорехи» в рабочем цикле, более того, знает, как замаскировать свои незаконные действия. В данной статье речь пойдёт о мошенничестве со стороны менеджеров по продажам, в частности — торговых представителей.

Каждый бизнесмен должен отдавать себе отчёт в том, что работник совершает воровство только при явном сочетании необходимых факторов: наличие возможности и желания украсть.

У кого есть возможность украсть? Такой возможностью обладает персонал с контрольно-распорядительными функциями, доступом к материальным и/или финансовым активам, и при этом существует некая бесконтрольность сотрудников.

А что с желанием? Оно может возникнуть при определённых обстоятельствах, будь то долги, неожиданные чрезвычайные события, неполный учёт товарно-материальных ценностей или денежных активов, или как результат недовольства оплатой труда, затаённая обида и другие. Очень часто сотрудник совершает разного рода внутренние мошенничества с целью «возместить» несправедливость по отношению к нему, возникшую в процессе работы.

Обратимся к случаю, который произошёл в компании-дистрибьюторе, занимающейся оптовой торговлей продуктами питания. Для руководства дистрибьюторской компании не секрет, что торговые представители в этом деле — на вес золота. Именно торговый представитель есть посредником между организацией-поставщиком и розничной сетью (супермаркетами, продуктовыми магазинами и даже ларьками, одним словом — торговыми точками). Работа торгового представителя состоит в распространении определенной продукции на закреплённом за ним районе, поддержке, улучшении и развитии клиентской базы, и самое важное — приёме и дальнейшей обработке заказа, где есть две особо важные функции: контроль сроков и сумм оплаты за поставленный товар (в данном случае речь идёт о продуктах питания).

И именно здесь без присутствия постоянного неустанного контроля со стороны руководства возможна ситуация, когда торговый представитель наносит компании существенный ущерб, который может быть оценен в особо крупных размерах.

Как это может получиться?

Проработав в должности торгового представителя несколько месяцев, молодой человек, назовем его Владимир, отметил следующее: в его обязанности входит сбор платежей от торговых точек. В договоре между производителем (дистрибьютором продуктов питания) и клиентом (торговой точкой) существует официально зафиксированная договорённость об отсрочке платежа за поставленные продукты (такие сроки обычно индивидуальны и составляют от 10 дней до месяца). В случае просрочки оплаты торговая точка согласно договору оплачивает пеню в установленном размере. Чем серьёзнее клиент, чем дольше он работает с компанией, тем более лояльно к ней отношение дистрибьютора, соответственно тем дольше отсрочка платежа. 80% торговых точек, с которыми работал Владимир, за поставленный товар рассчитывались наличными, более того, периодически расчёт происходил частично. То есть в очередной раз, когда Владимир приезжал взять заказ на покупку продуктов питания, он подписывал документы сотрудников торговой точки, забирал деньги и вёз в офис дистрибьюторской компании, где сдавал их в кассу предприятия.

Однажды крупная торговая точка Х рассчиталась полностью за отгруженный товар. Владимир привёз к себе на предприятие только половину переданной суммы, которую оформил как частичную оплату с отсрочкой платежа. Такие «манипуляции» Владимир начал проводить регулярно: из новой суммы оплаты за товар он часть денег оформлял в счёт погашения дебиторской задолженности компании Х, другую часть — как частичную оплату с отсрочкой платежа, а оставшуюся забирал себе в карман. И всё проходило нормально: компания-дистрибьютор получала платежи от торговой точки регулярно с оговоренной отсрочкой платежа, а торговая точка регулярно получала заказанный товар. Когда Владимир вошёл во вкус, он начал мошенничать и с остальными компаниями, перекрывая платежи, оформляя отсрочки и оплачивая пеню.

Сколько времени можно работать в таком режиме и не попадаться? Какой ущерб может нанести компании дистрибьютору недобросовестный торговый представитель?

Система отчетов в дистрибьюторской компании сводилась к тому, что каждый торговый представитель по истечении месяца обязан был представить отчет о проделанной работе своему непосредственному начальнику.

В виду существования такой «бюрократии» как отчётность предприятия есть возможность обнаружения фактов воровства. В данном конкретном случае в дистрибьюторской компании, в которой работал Владимир, был недостаточный документальный оборот: деньги Владимир сдавал в кассу, где расписывался в обыкновенной ведомости. Из-за периодического столпотворения и спешки торговые представители оставляли деньги с приложенными отчётами прямо на столе у бухгалтера. Таким образом, через полгода, когда была введена должность супервайзера, последний не сразу вышел на след мошеннических действий Владимира. Воровство обнаружили, когда супервайзер провёл сверку за период работы каждого торгового представителя с торговыми точками на предмет оплаты по проведенным сделкам.

Размер ущерба, нанесённый незаконным присвоением денег торговым представителем, был оценен в 15 тыс. долларов. Однако возбудить уголовное дело компания-дистрибьютор не решилась в виду того, что бухгалтерия самой компании и партнёры — торговые точки побоялись проверок со стороны прокуратуры. Сам Владимир не признавал своей вины, обвиняя во всём бухгалтерию. Дело замяли. Компания-дистрибьютор уволила Владимира по собственному желанию и вернула ему трудовую книжку, поскольку иначе он не соглашался нотариально оформить заём на украденную сумму у руководителя компании с обязательствами погасить долг в течение полугода. Нужно ли говорить, что долг руководителю компании Владимир так и не вернул?

Какой вывод можно сделать из вышеописанного случая? Каждый предприниматель (собственник, руководитель) должен привлекать дополнительно персонал для организации системы, предупреждающей появление возможности и желания у персонала украсть. Более того, мероприятия, направленные против мошенничества, должны носить системный характер.

Специально для ХОБИЗ.RU


Хобиз раздает подписчикам Телеграм Premium!



Нужны деньги до зарплаты?
Без процентов! До 35 дней на сумму до 15 тысяч рублей.
Предложение ограничено! Спеши!




Добавить комментарий