10 самых прибыльных в истории бизнес-идей на миллиард долларов
«Чтобы изобретать, вам требуется хорошее воображение и куча мусора», – так считал один из величайших изобретателей в истории человечества Томас Эдисон. Он стал богатым благодаря своему воображению, которое помогало превращать «кучи мусора» в товары и целые направления бизнеса, ранее не существовавшие.
В нынешнем высокотехнологичном мире для ценного изобретения нам в меньшей степени требуется мусор, а в большей – хорошая идея. Это наглядно демонстрирует список 10 изобретений, заработавших миллиарды, представленный Forbes.
Пять из десяти изобретений были сделаны в Америке. Другие пришли из самых разных уголков Земли, от Таиланда до Германии.
1. Мишель Ферреро и семья. Европа. $12 млрд
Идея для бизнеса: сделать шоколад частью завтрака, продавая шоколадное масло для бутербродов и тостов.
Основатель итальянской компании Ferrero — Пьетро Ферреро — открыл свою первую кондитерскую фабрику в 1946 году. До этого у него был собственный магазин сладостей. Выпуск шоколада в эпоху Второй мировой войны было рискованным занятием. Основного ингредиента — какао-бобов — не хватало. Тогда Пьетро, для массы, стал смешивать какао с местным орехом фундуком. Так появился прообраз шоколадной пасты, которая сейчас известна во всем мире как Nutella.
В 1964 году, сын основателя Микеле Ферреро, выводит орехово-шоколадную пасту на массовый международный рынок. Само наименование продукта получилось из игры слов. К английскому слово Nut («орех») Микеле добавил традиционное итальянское окончание «елла», чтобы получилось слово созвучное «моцарелла», «карамелла» и так далее.
Сегодня семейство Ферреро – один из крупнейших в Европе производителей шоколада. Среди их брендов – Ferrero Rocher, Nutella, Tic Tac и Kinder Eggs. Сейчас семья расширяет свою деятельность в сторону Азии, особенно Китая. Оборот шоколадной компании превышает 12 миллиардов долларов США.
2. Брэд Хьюз (Bradley Wayne Hughes). $10,13 млрд
Идея для бизнеса: поставить вдоль автострад автоматические камеры хранения для всех желающих.
Компания Брэда Public Storage – крупнейшая в Америке по объему предоставляемых услуг в области хранения. У нее более 2 тысячи филиалов. Брэд работал топ-менеджером в синдикате Property Research, занимавшемся операциями с недвижимостью, когда решил начать собственный бизнес с камерами хранения.
Бизнес-идея посетила Брэда Хьюза после поездки в Техас. Он заметил, как местные застройщики успешно создают мини-склады для хранения за пределами Далласа и Хьюстона. Он привез с собой концепцию самостоятельного хранения в Калифорнию. Хьюз стал партнером Кеннета Волка, и эти двое основали Public Storage в августе 1972 года с первоначальными инвестициями в размере 50 000 долларов, сначала назвав его «Private Storage Spaces Inc.» Затем изменив название на «Public Storage».
Что характерно, изначально Хьюз с партнером считал такой бизнес временным. Он планировал строить склады для частников на дешевой земле. И как только цена поднималась, перепрофилировать участки под другое использование. Но, первый же склад, заполнившись всего на 35%, стал безубыточным за три месяца работы. Стоимость аренды площади склада тогда равнялась стоимости офиса, но постройка склада была дешевле до 50% чем возведение офисного здания.
Благодаря быстрому росту стоимости калифорнийской недвижимости, склады «Public Storage» стали хорошим инвестиционным инструментом. Первые инвесторы смогли в 3-4 раза увеличить свои вложения в компанию. Инвестиционное финансирование позволило компании строить склады за пределами Калифорнии. К концу 1980-х «Public Storage» стоимость компании достигла почти 3 миллиардов долларов.
Сегодня компания владеет не только складами и офисами в США, но и в Канаде и Европе.
Хьюз, к сожалению, скончался 18 августа 2021. Он был одним из крупнейших благотворителей Америки, боролся с детской лейкемией. Миллиардер перечислил свыше $200 млн центру по лечению рака имени Паркера Хьюза в Сент-Поле. Центр был назван в честь его старшего сына.
3. Ральф Лорен. $7,5 млрд
Идея для бизнеса: взять обычную рубашку-поло. Наклеить на нее ярлычок с лошадью. Оценить в 50 баксов. И смотреть, с каким бешеным успехом она продается.
Родившийся в Бронксе сын русских эмигрантов Ральф Лорен начинал свою трудовую карьеру в магазине, работал клерком в компании Brooks Brothers. Он ушел из бизнес-школы в 1967 году, чтобы начать дизайн галстуков для Beau Brummel. В том же году он одолжил $50 тыс., чтобы запустить свою легендарную Polo. Правда тоже в виде широких галстуков с известной эмблемой игрока в поло. На занятые деньги Ральф открывает собственный магазин галстуков. С 1968 года компания Лорена открывает новые магазины, сосредоточившись на выпуске спортивных хлопковых мужских рубашек 24 цветов.
Ральфу Лорену удалось создать синергию спортивной одежды в духе игры в поло с элегантностью социального статуса и финансовой состоятельностью человека. Теперь, одетый в стиле Поло, навсегда будет считаться в обществе успешным человеком.
В 1994 году он продал 28% акций своей компании фирме Goldman Sachs за $138 млн. Лорену принадлежит ранчо в Колорадо и поместье на Ямайке. Он входит в список 200-х самых богатых человек на Земле. Кроме одежды и парфюмерии, компания Ральфа Лорена выпускает предметы мебели и аксессуары для дома.
4. Джефф Безос, $211 млрд
Идея для бизнеса: продавать книги через интернет, сберегая для покупателей время, которое они тратят на походы в книжные магазины.
Основатель Amazon.com, крупнейшего в мире маркетплейса, Безос рос в Техасе и Флориде. Он с отличием окончил Принстонский университет в 1986 году со степенями по электроинженерии и компьютерным наукам. сразу после окончания университета до 1994 года работал на Уолл-стрит на разных должностях. Дослужился до вице-президента в компании D. E. Shaw & Co. Но в 30 лет Джефф круто поменял свою жизнь, решив начать продажи книг через Интернет. Первый его офис размещался в гараже в Сиэтле. Для старта своего бизнеса Джефф вложил 300 тысяч долларов. Сайт Amazon был запущен в 1995 году и имел множество ошибок. Так, например, можно было разместить заказ на отрицательное количество товаров. Сам Джефф объяснил это тем, что необходимо было опередить конкурентов. Уже через пару лет ассортимент маркетплейса расширяется до большого количества, появляются новые сервисы. К 1997 году Безос становится миллионером. А в 2017 получает титул самого богатого человека в мире.
Страсть Джеффа Безоса — полеты в космос.
5. Тай Уорнер, $4,5 млрд
Идея для бизнеса: выпускать в продажу симпатичных плюшевых мишек с разными трогательными именами очень ограниченными партиями, чтобы эти игрушки сразу становились предметом коллекционирования.
Уорнер – стесняющийся прессы владелец бренда, производящего мишек Бинни (Beanie Babies). Сын продавца, он бросил колледж, чтобы заняться продажей плюшевых игрушек. Изначально, работая продавцом плюшевых игрушек Dakin, несмотря на хорошую характеристику, был уволен. По слухам, Тай продавал свою продукцию постоянным клиентам компании.
В 1986 году, заложив свой дом, Тай Уорнер открывают собственную компанию по производству и продаже плюшевых мягких кошечек. Так появилась компания Ty Inc. Где Уорнер до сих пор выступает единственным владельцем, основателем и генеральным директором.
В 1993 году компания выпускает первую коллекцию мягких мишек Бинни в 9 образах. Но дела с ними не получили нужного импульса. Да так, что уже в 1995 году многие розничные продавцы отказывались покупать мишек в любой форме. Однако, к концу 1995 мишки стали предметом коллекционирования, что резко повысило спрос на игрушки. Уже в 1996 году, к 17-летию сети ресторанов Макдональдс, миниатюрная версия Бинни продавались с Хеппи Мил.
Ажиотаж владения мишками привело к тому, что власти США и Великобритании начали преследование за выпуск поддельных мишек. К концу 1990-х в Англии было изъято более 6000 поддельных игрушек, а в США мужчину условно осудили за контрабанду мишек.
Стратегия компании, предусматривающая преднамеренный дефицит, производство каждого нового дизайна в ограниченном количестве, ограничение поставок в отдельные магазины ограниченным количеством каждого дизайна и регулярное прекращение использования дизайнов, создала огромный вторичный рынок для игрушек и повысила их популярность и ценность как предмета коллекционирования.
Полученную прибыль с мягких игрушек Тай инвестирует в недвижимость, строит отели и поля для гольфа. Хотя Уорнер и владеет одним из самых дорогих отелей в США (Four Seasons в Нью-Йорке), он не забывая про благотворительность.
6. Чалео Йювидья, Дитрих Матешиц. Таиланд, Австрия. $3,1 млрд, $3 млрд (соответственно)
Идея для бизнеса: продавать энергетический напиток на сахаро-кофеиновой основе, богатый витамином B, для спортсменов и любителей ночных вечеринок.
Ювидиха и Матешиц создали Red Bull – энергетический напиток для молодежи, увлекающейся спортом и активным образом жизни. Ежегодные продажи этого напитка уже достигли $3,4 млрд. Совладельцы бренда (каждому принадлежат по 49%) приобрели гоночную команду «Формулы 1″ и две футбольных команды: Red Bull Salzburg и New York Red Bulls. Ювидиха также владеет сетью тайских частных клиник и компанией TC Pharmaceuticals (стоимость $170 млн), которая производит энергетические напитки в Таиланде. Матешиц развивает собственные бизнес-проекты, связанные с авиацией.
Создатель напитка Чалео Йювидья начал его продажу в 1976 году в Таиланде под название «Кратинг Даенг» (Красный бык). В начале 1980-х о напитке узнал австрийский предприниматель Дитрих Матешиц. «Кратинг Даенг» помогает при синдроме смене часовых поясов — джетлага. Это преимущество и хотел использовать Матешиц. В 1984 году вместе с Йювидья они создают компанию Red Bull, где Матешиц отвечает за адаптацию напитка для вкусов европейцев, а Чалео предоставляет оригинальную рецептуру.
7. Марио Моретти Полигатто. Италия. $3 млрд
Идея для бизнеса: производить обувь с маленькими дырочками в подошве (защищенными от влаги специальной мембраной), которые избавляют людей от запаха пота в ногах и делают стельки не такими смердящими.
Марио – основатель компании Geox shoes. Идея «дышащей» обуви появилась у основателя фирмы в 1994 году во время путешествия в горах Невады. Стояла невыносимая жара, и чтобы дать ногам возможность «дышать», Полегатто пробил дырки в подошвах своих кроссовок. Он пытался продать идею Nike, но концерн не заинтересовался проектом. Тогда Полигатто начинает выпуск обуви на маленькой семейной фабрике. Теперь собственная фирма Марио продает более 16 миллионов пар обуви в год. В числе его клиентов – даже Папа Римский. Полигатто наслаждается успехом: он купил два Lamborghini, Ferrari 360 Modena Spider, пять арабских скакунов и шесть антикварных мотоциклов Moto Guzzi. В свободное время Марио мастерит… очки.
8. Джеймс Дайсон. Великобритания. $ 1,6 млрд
Идея для бизнеса: пылесос, всасывающий пыль с невероятной скоростью – от 320 км/ч до сверхзвука. Сверхзвук плотно упаковывает пыль и препятствует ее выбросу наружу.
В детстве изучал английский язык и играл на фаготе, потом поступил в художественную школу, чтобы учиться дизайну и инженерному делу. Подготовил 5127 прототипов своего нынешнего пылесоса, который он презентовал в Англии в 1993 году. В этом году пылесос Дайсона DC12 стал самым подаваемым в Японии, опередив местные марки Sharp и Sanyo.
9. Ханс и Поль Ригель, ФРГ. $1,5 млрд (у каждого)
Идея для бизнеса: продавать сладкие жевательные конфеты всевозможных форм.
После Второй мировой войны братья Ханс и Поль заново отстроили кондитерскую фабрику их семьи. Теперь ежегодный оборот их детища под названием Haribo – $2 млрд. Самая известная продукция — мармеладные золотые мишки. Студией Диснея про мармеладных мишек снят мультсериал «Приключения мишек Гамми».
10. Говард Шульц, $ 1,1 млрд
Идея для бизнеса: поставить кофейный магазинчик на каждому углу в Америке.
Владелец сети кофеен Starbucks, кофейный король. Шульц вырос в Бруклине, учился и играл в футбол в университете Севернего Мичигана. Он переехал в Нью-Йорк и стал продавать кружки и кастрюли шведского производителя посуды. Путешествуя по Италии, Шульц был пленен идеей открытия баров по продаже эспрессо. О чем сообщил своим начальникам — владельцам фабрики по обжарке кофе Starbucks.
Его боссы сказали «нет», и он рискнул начать собственный бизнес — открыл собственную сеть кофеен. Дело получилось таким успешным, что компания Starbucks также начала продажу свежесваренного кофе у себя в магазинах. Но было уже поздно. в 1986 году Шульц выкупает компанию и объединяет с собственной сетью кофеен, которые переименовывает в Starbucks.
Уже 1992 году Шульц начал публичные торги акциями своей компании. Сегодня Starbucks имеет 12 тыс. кофеен, которые обслуживают 40 млн американцев каждую неделю. Каждая вторая кофейная сеть в вашем городе пытается скопировать Starbucks, а каждая первая и есть Starbucks.
Смотрите также:
- Как открыть бизнес на 1000 долларов США,
- Молодые миллионеры, заработавшие деньги на YouTube,
- Британские исследователи представили 6 самых оригинальных в истории способов заработка.
Специально для hobiz.ru