Электросамокаты как бизнес: продажа, ремонт, прокат и кикшеринг

Электросамокаты сегодня, это эмоциональный и яркий бизнес. Который можно развернуть в нескольких вариантах. От проката до продажи. Ниша быстро растет и там остается все меньше места для успешного бизнеса. Тем не менее, еще есть несколько направлений, где можно начать свой заработок с относительно необольшими вложениями.

Электросамокаты привлекают и больших и маленьких. Как средство развлечения и передвижения. Поэтому бизнес не мог пройти мимо данной ниши. И не только бизнес. Мощные самокаты вызывают много вопросов и у регулирующих органов. Но об этом @hobizru расскажет чуть ниже в этой бизнес-идеи.

Что такое современный электросамокат?

Электросамокат, или электрический самокат — двухколесное транспортное средство с электромотором. Первые моторизированные самокаты появились в начале XX века. Но особой популярности как средство транспорта не получил. На протяжении ста лет, вплоть до начала XXI, самокаты, в том числе и электрические, считались детской игрушкой для активного отдыха.

С развитием технологий, появлением новых возможностей, самокат меняет облик и принцип действия. Трансформируется и его среда применения. Из детской игрушки самокат преобразуется в удобное и мобильное средство передвижения, доступное для взрослых. Электросамокат в XXI веке становится модным гаджетом городского жителя.

Современные компактные, но мощные электродвигатели, легкие, но емкие батареи позволяют самокатам оставаться достаточно компактными устройствами с небольшим весом. При этом они легко везут на себе взрослого человека плотной комплекции. Без серьезной потери мощности и скорости. Так, современный электросамокат, рассчитанный на взрослого человека, сохраняет возможность проехать 15-20 км на одном заряде батареи. Развивая относительно большую скорость, некоторые модели способны передвигаться со средней скоростью 20-40 километров в час. Отсюда остро встает вопрос законности применения в городе электросамокатов.

самокат

Законность электросамокатов в России, примеры использования в других странах

С ростом популярности мощных городских самокатов в России остро встал вопрос регулирования их применения по закону. Эта проблема возникла из-за травматизма, возникшего из-за неправильного применения россиянами электрического двухколесного транспортного средства.

Только за последние полгода в разных городах России происходили дорожно-транспортные происшествия с участием самокатов. Зачастую с травматизмом граждан, как водителей электротранспорта, так и просто пешеходов, в которые самокатчики врезались. Страдали и автовладельцы. Проблема стала настолько острой, что МВД проводят рейды в городах России по всем компаниям, занимающимися прокатом электросамокатов. А Минтранс разработали правила их использования.

Так, электросамокаты и другие транспортные гаджеты (моноколеса, сегвеи и тому подобное) в России будут считаться специальным транспортным средством. Который получит название — средство индивидуальной мобильности, или СИМ. Предельная скорость, разрешенная новая правилами, для СИМ ограничена 25 километрами в час. Кроме того, водителям электротранспорта запрещается передвигаться по автомагистралям и запретным зонам. Для этого в городе новый знак «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Светофоры получат дополнительные секции с силуэтами пешехода и велосипеда.

Штрафы, предназначенные для водителей электросамокатов, предлагается варьироваться от 800 до 1500 рублей в зависимости от нарушения.

Все самокаты предполагается маркировать радиометками, которые будут содержать параметры транспорта. Например, мощность двигателя. Потому что, согласно законопроекту, мощность СИМ будет ограничена 250 Вт. В случае превышения этого параметра, такой транспорт приравнивается к легкой мототехнике. А для его управления потребуются права категории М (мопеды, легкие мотоциклы, квадроциклы).

Если читателям хобиз кажется, что это довольно строго, им стоит посмотреть мировой опыт эксплуатации таких гаджетов. Так, в Джакарте, Сингапуре, Шанхае и некоторых городах Канады электросамокаты под запретом. На них нельзя передвигаться ни по дорогам общего пользования, ни по тротуарам.

Французы, эксплуатирующие СИМ, ограничены скоростью в 25 километров в час. Кроме того, во время движения из запрещено пользоваться наушниками и выезжать на тротуары (кроме специальных секций, отмеченных знаком). Те, кто проигнорируют такой запрет, заплатят штраф в размере более 100 евро.

В Швейцарии действуют аналогичные правила как во Франции, кроме того, что средняя скорость ещё ниже. В этой стране на электросамокатах запрещено разгоняться выше 20 км/ч. В Бельгии передвигаться на этих гаджетам могут только совершеннолетние. В некоторых штатах США самокатами могут пользоваться только те, у кого есть водительское удостоверение. В некоторых странах Евросоюза передвигаться на электросамокатах можно только по велодорожкам, а там, где их нет, предлагается переносить самокат на руках.

В общем, так и хочется спросить у @hobizru: — какой же бизнес может быть на электросамокатах, если столько ограничений?

— Выгодный! Например, кикшеринг!

скутер самокат электросамокат

Перспективы кикшеринга в России

Кикшеринг новый вид бизнеса для России. Но ставший одним из самых популярых в своей нише. Читателю хобиз, который не знаком с термином, может показаться, что он аналогичен каршерингу. И это действительно так.

Кикшеринг — стяжение от кикскутер-шеринг. Кикскутер (с английского языка kick scooter) — самокат. Шеринг — англ. sharing — совместное использование. Совместное использование самокатов. Система краткосрочной аренды электросамокатов, по аналогии с каршерингом. Есть вариант работы с привязкой к зарядным станциям. Тогда пользователь берет в аренду самокат на расстояние от одной станции до другой. Или вариант, работающий по принципу «dockless», то есть бесстанционно. В этом случае самокатом можно пользоваться в пределах установленной зоны, покрывающей весь город. СИМ арендуется с помощью смартфона через специальное приложение. В системе доступны разные тарифы: поминутное использование, либо пакетное — час, несколько часов, сутки. Пользователь завершает аренду через приложение, а с привязанной карты списываются деньги.

Считается, что родоначальником крупного кикшеринга стал американский сервис Bird. Его основатель, бывший бывший вице-президент по развитию Uber Трэвис Вандерзанден. К своему стартапу он смог привлечь более $100 миллионов инвестиций. Кикшеринг очень популярен в странах с теплым климатом. Там арендуют самокаты для передвижения по городу в целях достижения определенной точки, либо просто как способ развлечения.

Несмотря на яркую выраженную сезонность, в России кикшеринг стал популярным видом бизнеса. Крупные представители российского рынка — Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee, Red Wheels. Кроме того, к ним присоединяются операторы и агрегаторы такси, и крупные компании, обеспеченные достаточным количество финансов. Особенно активно ниша начала развиваться в период пандемии, когда услуги такси были ограничены. Появились новые компании, а действующие стали расширять не только собственные парки самокатов. Но и начали экспансию в другие российские города.

Некоторые сайты с бизнес-идеями, отличные от @hobizru, предлагают своим читателям открыть собственный подобный сервис. Говорят, что бизнес довольно легкий и простой. Достаточно купить пару сотен самокатов и запустить свое приложение. Какая малость.

Кроме того, что сами самокаты тут не подойдут абы какие. Они должны быть вандалоустойчивыми, оснащенные системой мониторинга положения и технического состояния, плюс их удаленное управление. Конечно, на рынке есть готовые технические решения как кикшеринга. Но и цена подобных устройств серьезно выше гражданских вариантов. Причем, общее количество техники обязательно включает в себя не только те гаджеты, которые используются в городе, но и запасные (около 50% от используемых самокатов). Последние будут используются в качестве замены сломанной техники, или той, где села батарейка. К таким самокатам обязательна и собственная техническая служба. Несколько механиков, способных провести техническое обслуживание или починить самокат. Следовательно, требуется наличие грузового транспорта для перевозки техники и склада, где она будет храниться (например, в межсезонье) и обслуживаться.

Мало? Обязательна операторская служба клиентской поддержки. И команда программистов, которые обеспечат бесперебойную работу пользовательского приложения и прием платежей. Не забываем про агрессивную рекламную кампанию. Одним словом, достаточно несколько десятков миллионов рублей чтобы открыть собственный кикшеринг.

Так можно считать этот бизнес легким и простым? С небольшими вложениями? А еще пригодным для маленького города? Конечно, нет. Бизнес на кикшеринге открывают только там, где есть достаточный спрос. А он есть в крупных городах-миллионниках. Где уже работают, или планируют развернуть свой сервис крупные представители рынка. Обладающие не только средствами, но и репутацией. Что же делать, заработать же хочется? Хобиз видит несколько выходов, которые относительно рабочие.

Если хочешь собственный кикшеринг, но не обладаешь нужным объемом средств, присоединяйся к лидерам. Например, по франшизе, или партнерские услуги — обслуживание, ремонт и сопровождение. По франшизе все равно придется выложить изрядную сумму денег. Но она будет меньше, чем стоимость открытия собственного кикшеринга. Все остальные глобальные варианты заработка на совместном использовании самокатов заведомо провальные. Остается небольшой шанс на успех для компании, обладающей очень уникальным вариантом кикшеринга. Но и тут требуется агрессивный выход на рынок — запуск в нескольких крупных городах, Москве, Санкт-Петербурге с массовой рекламой. Не будем считать сколько потребуется для этого денег. Американский Bird не зря привлек $100 миллионов инвестиций. Именно столько стоил запуск бизнеса на массовом кикшеринге с нуля.

Кстати, переведем дух от космического подсчета чужих денег, занимательный факт от @hobizru. Термин «кикшеринг» появился в России недавно. И мало знаком обывателям. Хотя прокату самокатов немало лет. Первым термин «кикшеринг» начало использовать издание «Трушеринг» (18 мая 2018). Наряду с ним, в России используют также термин «самокатшеринг». Популярность обоих терминов примерно одинакова.

— Но все же, хобиз, есть ли варианта недорого бизнеса на электросамокатах?
— Есть!

кикшеринг самокат hobiz.ru

Варианты недорого бизнеса на электросамокатах: прокат, ремонт, продажа

Классической идеей бизнеса на электросамокатах считается их продажа. Разные модели и производители. В розничном магазине, или в Интернете через собственный сайт или маркетплейс. Ответвлением этого бизнеса можно считать кастомную сборку. Когда самокат собирается под заказ определенного клиента. Открывая собственный магазин не стоит забывать и про продажу запасных частей. У населения уже появился собственный парк электронных гаджетов и их нужно ремонтировать.

Кстати, о ремонте. В крупных городах хорошим спросом пользуются мастерские, где можно обслужить или отремонтировать свой электросамокат. При положительном стечении обстоятельств и хорошей материальной базе, главными клиентами такой мастерской могут стать местные кикшеринги. Им иногда выгоднее работать с аутсорсом, чем содержать собственную мастерскую.

Недорогим вариантом бизнеса на электросамокатах считается и прокат техники. Не пресловутый кикшеринг. А, так называемый прокат выходного дня. Когда технику арендуют на день. Без приложения и слежения. Для такого бизнеса достаточно десятка самокатов и место их хранения. С клиентами составляется типовой договор. Примерная суточная стоимость аренды не менее 2% от стоимости новой техники. Владельцу бизнеса не стоит забывать про страховку техники от ущерба и утери. Изюминка заработка такого проката — предоставлять технику, отличную от кикшеринга. К примеру, самокаты на больших колесах, способных передвигаться по умеренному бездорожью. Или электросамокаты с сидениями и продвинутой системой движения (полноприводные). Хотя в отдельных случаях подойдут и классические варианты, используемые в кикшеринге. Такие точки следует открывать вне зон работы кикшеринга. В парках, загородных местах отдыха и тому подобное. Как отдельный бизнес или дополнительное направление привычных точек проката. Где летом сдают в прокат велосипеды, а зимой — лыжи и ледовые коньки.

Есть еще вариант, когда прокат открывается для специфической аудитории. Например, работающих на доставке еды курьеров. Соответствующая ссылка на бизнес-идею в конце статьи.

Подводя итоги этой бизнес-идеи, стоит понимать, что тема электросамокатов сейчас на подъеме. Этому способствует интерес к новой технике и появление массовых кикшерингов. Пожалуй, даже ужесточение эксплуатации самокатов со стороны властей не снизит уровень популярности. Ниша самодостаточная и довольно крепкая, поэтому можно считать, что бизнес может быть постоянным, несмотря на сезонность. И этим надо пользоваться.

e-scooter-5907531_1920

Еще бизнес-идеи:

Специально для hobiz.ru


Хобиз раздает подписчикам Телеграм Premium!



Нужны деньги до зарплаты?
Без процентов! До 35 дней на сумму до 15 тысяч рублей.
Предложение ограничено! Спеши!




Добавить комментарий