Как заработать на переводе автомобилей на газовое топливо
Пальцы веером — это из арсенала девяностых. Сегодня экономить уже совершенно не стыдно. Тем более, все исследования показывают, что люди состоятельные деньги на ветер бросать не любят. Но — к существу вопроса. Рост цен на бензин делает все более актуальным сервис по переводу автомобилей на газовое топливо. И, что самое приятное, начать такой бизнес можно с минимальными стартовыми инвестициями.
За последние два месяца цены на бензин в России выросли на 10–15% и замерли на отметке около 18,5 рубля за литр 95–го. Аналитики предсказывают: нынешняя стабилизация — лишь вопрос времени, и не исключено, что после Нового Года рост цен продолжится до тех пор, пока литр бензина не будет стоить около одного доллара. Что тогда? Наверняка значительная часть автолюбителей если и не поставит своих железных коней на прикол, то уж, как минимум, постарается сократить количество перемещений на машине. Но что делать с бизнесом? Его ведь не остановишь!
Принципиальной защиты от роста цен на энергоносители пока не придумано. Зато можно попытаться и сэкономить. А еще лучше — построить собственный бизнес на желании других сэкономить. Речь о бизнесе, связанном с установкой газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобили.
Предложение ГБО ныне уже достаточно обширно. По мнению Виталия Смелова, генерального директора компании «Ставим–Газ!», в Москве работают около 30 относительно крупных установочных центров, а также целая масса частников в гаражах и газовщиков–арматурщиков на различных автобазах, которые в порядке подработки могут «газифицировать» практически любую машину. Однако при нынешних темпах роста автомобильного парка место на рынке все еще есть. Главное — правильно выбрать свою нишу.
Цена комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется сегодня в диапазоне от 6 500 рублей до 1 500 долларов. У каждого, кто только-только подумывает о том, чтобы окунуться в этот бизнес, поначалу просто глаза разбегаются от разнообразия предложений. Но если запастись терпением, потратить некоторое время на сбор информации, покопаться в Интернете, тут же все проясняется.
Газ и точка!
Виталий Смелов, как и многие предприниматели, пришел в «газовый» бизнес совершенно случайно. Два года назад нынешний генеральный директор компании «Ставим–Газ!» заказал установку ГБО на собственный автомобиль. Оборудование смонтировали, но не настроили должным образом. Пришлось повозиться самому, в том числе используя ноутбук. В итоге отечественная система заработала не хуже итальянской. А потом возникла идея поделиться опытом с остальными. Разумеется, не бесплатно. Первыми клиентами, как водится, стали друзья. А после того как на газ был переведен с десяток автомобилей, Виталий перебрался из своего гаража в оборудованный бокс, где и начал полноценный бизнес.
Досконально разобравшись с особенностями отечественной системы ГИГ и пройдя обучение (организованное производителем — «ГИГ Инжиниринг»), Виталий и его команда специализируются теперь на установке только этих систем. Как утверждают в компании, по своим техническим параметрам отечественная система не уступает, а порой даже превосходит фирменные итальянские аналоги, зато стоит существенно дешевле.
Единственный недостаток отечественных ГБО состоит в том, что на их установку и тонкую настройку тратится много времени: с некоторыми машинами приходится возиться по несколько дней, а стандартная установка занимает не менее 8 часов. Зато, однажды поставив оборудование, владелец автомобиля может забыть о любых проблемах — даже переключение с бензина на газ происходит автоматически. В итоге, добившись экономии на покупке оборудования при некотором увеличении времени работы, на выходе можно продавать услугу достаточно дорого. Ведь по своим потребительским свойствам продукт не уступает дорогим зарубежным аналогам.
Поначалу было, конечно, тяжеловато, — вспоминает Виталий Смелов. У фирмы не было ни имени, ни опыта работы. Зато сегодня марка «Ставим-Газ!» уже достаточно хорошо раскручена, появился даже сайт в Интернете. Полтора года кропотливой работы дали свои плоды: «Сегодня мы можем газифицировать абсолютно любую машину, даже японский спорт–кар с турбированным мотором, — утверждает Виталий. — Причем машина будет выдавать ту же мощность, что и при работе на бензине, а экономия выходит солидная. У фирмы появилась собственная репутация в глазах потенциальных клиентов, и именно она помогает продавать, по сути, недорогую отечественную газовую установку по цене более дорогих импортных аналогов. В общем, доход получается вполне приличный».
Всего за полтора года через руки Виталия прошло около 300 автомобилей. А сегодня, благодаря недавнему повышению цен на бензин, даже выстроилась очередь. Однако дальше наращивать собственные производственные мощности Виталий не торопится: лишних денег пока нет, да и неизвестно, как поведут себя цены на газ и бензин.
Основные покупатели дешевых систем — это владельцы отечественных легковых машин с карбюраторными двигателями и разъездных «Газелей». Они готовы смириться с потерей 10–15% мощности, ведь их главная задача — сэкономить по максимуму. Потому–то и при установке их главным требованием является минимальная цена, что достигается обращением к услугам «гаражных сервисов», которые сами по себе зарабатывают относительно небольшие деньги.
Чтобы открыть подобный «газовый» бизнес, капитальных инвестиций не потребуется. Поначалу достаточно и 500 долларов на закупку пары комплектов систем ГБО для установки и набора необходимых инструментов. Останется только добавить к этим «инвестициям» стоимость аренды гаража или отапливаемого бокса, что вряд ли дороже 150–200 долларов в месяц. Для особо въедливых клиентов, правда, придется получить сертификат на право проведения работ с газовым оборудованием — без него «газифицированные» автомобили не смогут пройти техосмотр. Хотя, по словам Виталия Смелова, никто из его клиентов ни разу таких бумаг не требовал: проблема прохождения техосмотра решается более простыми путями.
Сделав ставку на обслуживание владельцев отечественных автомобилей и минимальную цену, придется обзавестись просторным помещением и обширным штатом, поскольку такой подход работает только при больших оборотах. Соответственно, дополнительные расходы потребуются хотя бы на какую–то рекламу (пусть даже на «самопальные» листовки), секретаря на телефоне и бухгалтера. С другой стороны, очевидно: минимальные первоначальные инвестиции в производство ограничат и круг потенциальных клиентов. С газовым ключом и молотком можно оборудовать только отечественные карбюраторные машины и древние иномарки. Установка подобных систем относительно проста и не требует много времени и особой квалификации — клиенту останется выбрать лишь между отечественным и импортным оборудованием. Российское ГБО с установкой стоит сегодня около 6 500 рублей, импортное обойдется клиенту дороже, от 8 тысяч.
Чтобы охватить рынок более современных иномарок, а также отечественные модели с впрыском топлива, придется закупить куда более серьезную технику. Здесь понадобятся газоанализатор, ноутбук для настройки электронных «мозгов», а также дополнительное диагностическое оборудование, позволяющее оценивать общее состояние двигателя. Ну и, конечно, более высокая квалификация мастеров. Но и здесь суммарные инвестиции вряд ли преодолеют планку в 5 000 долларов. В таком случае уже можно заниматься переоборудованием фактически любых автомобилей, включая самые новые иномарки, отвечающие нормам Евро–4.
На фоне небольших вложений в производственное оборудование самым дорогим ресурсом в «газовом» бизнесе оказываются люди — квалифицированные установщики. На их профессиональном уровне экономить нельзя. И дело даже не в том, что газ, вообще говоря, взрывоопасен, а в том, что современные системы ГБО все–таки достаточно сложны и нуждаются в тонкой настройке, которую неквалифицированный мастер выполнить не сможет. Результат — недовольство клиентов, долгие разбирательства и, соответственно, испорченный имидж всего вашего бизнеса. Понимают это и поставщики оборудования. Потому–то многие дистрибьюторы и производители комплектов ГБО готовы сегодня за свой счет проводить обучение и стажировку установщиков.
Бизнес в деталях
Инвестиции. «Гаражный» центр установки ГБО легко начать практически бесплатно, однако перспективы предприятия туманны. А вот имея 5 000 долларов, можно рассчитывать на вполне обеспеченную клиентуру.
Форматы. Микро-сервис, профессиональный сервисный центр ГБО, специализированная секция при автосалоне или станции техобслуживания.
Срок окупаемости. От нескольких месяцев до года.
Сертификаты и лицензии. Не требуются, но есть смысл обзавестись сертификатом на проведение работ с газовым оборудованием.
Требования к помещению. Идеальный вариант для начала — отапливаемый бокс.
Персонал. Главный ресурс в этом бизнесе. Производители и поставщики ГБО, заинтересованные в расширении сбыта, на постоянной основе осуществляют подготовку специалистов–установщиков.
Участники рынка считают, что, в общем и целом, бизнес с использованием итальянского оборудования выгоднее, чем с отечественным. При правильной установке и настройке, работает оно стабильнее и лучше. К тому же, из–за более высокой цены, здесь выше и маржа. Как правило, установка ГБО требует 4–6 часов работы одного специалиста, тогда как цена таких услуг простирается в широчайшем диапазоне от 7 500 до 40 000 рублей — в зависимости от марки машины и типа газового оборудования. Из зарубежных систем ГБО в России сегодня лучше всего представлены итальянские Lovato, Landi Renzo и Tomasetto. Главное, что такие агрегаты могут быть применены почти на любом автомобиле как импортного, так и отечественного производства.
Повысить доходы позволяет повышение качества обслуживания клиентов. Банально? Да, как и все правила, работающие, в основном, безотказно. Кроме имиджа (который — всё!), качественная установка и настройка ГБО позволяет смело предоставлять продолжительную гарантию, что стоит использовать как аргумент при назначении цены. Кроме того, можно разработать программу сервиса, предлагая клиентам приезжать именно к вам на регулярное «фирменное» обслуживание газобаллонной системы, что также приносит дополнительный доход.
Как и любой другой автомобильный сервис, установка газобаллонного оборудования почти не связана со сменой сезонов. Легкий подъем интереса отмечается летом, когда частные автолюбители ставят ГБО перед дальними поездками, а некоторый спад заметен лишь в период новогодних праздников, что делает спрос достаточно прогнозируемым.
По словам Владимира Лепсая, генерального директора крупнейшей в Московской области сети СТО Epetrol, наиболее очевидной оказывается прямая зависимость спроса на ГБО от изменения цен на бензин и газ.
Кстати, о ценах. Если разобраться, то за последние пару месяцев оба вида топлива подорожали в среднем на 2 рубля. Литр пропан–бутана стоит сегодня около 9 рублей за литр, а 95–го бензина — 18 с хвостиком. В процентном соотношении разница в цене между жидким и газовым топливом сократилась. Но, несмотря на это, с учетом общего роста цен экономия для клиентов остается заметной.
В точности предугадать дальнейшее развитие событий трудно. Да, Россия располагает около 40% мировых запасов газа, так что дефицит голубого топлива вряд ли затронет нас в обозримом будущем. В то же время цены на все углеводороды, будь они газовыми или жидкими, во многом определяются не рынком, а государственной политикой.
Но, так или иначе, затраты на вхождение в этот бизнес пока минимальны. Если у вас уже есть работающий автосервис или просто простаивающее гаражное помещение, почему бы не рискнуть? Тем более, риск минимален. К тому же Россия переживает настоящий автомобильный бум, а среди автомобилистов всегда достаточно экономных людей.
За и против
Эту часть статьи можно вырезать, размножить на ксероксе и повесить на доске объявлений в автосервисе, чтобы снять у потенциальных клиентов первый шквал вопросов, резонно возникающих при переходе на газ.
Итак, главные плюсы ГБО.
Значительно более низкая цена газа, по сравнению с бензином, а учитывая, что расход газа в среднем на 10–20% выше, чем бензина, получается, что экономия на топливе составляет около 40%. Или, если относить расходы к пробегу, то в зависимости от класса авто и его потребления топлива, экономится от 60 копеек до 2 рублей с одного километра. Таким образом, установка ГБО за 7–30 тысяч рублей окупится за 15–20 тысяч км пробега.
Снижение износа двигателя. Дело в том, что октановое число газа составляет 104, это существенно больше, чем у бензина, и потому вероятность детонации, которая сильно ускоряет износ мотора, исключена в принципе.
Экологичность: сгорая, газ оставляет после себя значительно более чистый выхлоп, нежели бензин.
Запас хода: заправив под завязку газовый баллон и полный бак бензина, можно преодолеть абсолютно автономно больше 1 000 км, что удобно в дальних поездках, да и в городе иногда оказывается кстати.
Впрочем, у ГБО есть и некоторые недостатки.
В зависимости от компоновки, как правило, газовый баллон занимает довольно много места в багажнике, ограничивая возможности трансформации салона. В качестве альтернативы можно предложить торообразный баллон, который устанавливается в нише запасного колеса (если такая имеется) и совершенно не занимает место, но тогда придется возить в багажнике запасное колесо (хотя бы узенькую «докатку») или баллончик с герметизирующим спреем и насос, чтобы в случае прокола можно было продолжить движение. К тому же газовый баллон имеет существенный вес, что несколько сокращает грузоподъемность машины.
Газовое оборудование может нестабильно работать при отрицательных температурах, что сильно зависит от качества заправляемого газа (но при этом сохраняется работоспособность на бензине).
Ограниченное (пока) число АГНС. Например, в Москве сейчас действуют 30–35 газовых заправок, тогда как количество бензиновых АЗС достигает 840.
Автор: Игорь Сирин
Опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №23 от 22 ноября 2005 года.