Стикер-бомбинг: мейнстрим и субкультура как бизнес
Хороший бизнес всегда идет в ногу с мейнстримом. То есть, тем, что модно и популярно. Эдакая высокомаржинальность, где высокий спрос на товар или услугу позволяет сильно завысить розничную стоимость. Что выливается в хорошую прибыль — маржу. И, естественно, такое явление как стикер-бомбинг не осталось в стороне от бизнеса.
Стикер-арт или стикер-бомбинг, пожалуй, явление знакомое многим. Пусть не как термин, но визуально мы постоянно сталкиваемся с этой культурой.
Тем, кому не знаком этот термин, hobiz.ru расскажет о нем. Стикер-бомбинг — одна из особых форм изобразительного искусства, где за основу взяты готовые изображения, выполненные в форме наклеек. История стикер-арта началась задолго до появления самих наклеек.
В 1980-х годах В США появилась молодежная субкультура, существующая и поныне. Люди, причисляющие себя к этому течению, самовыражаясь, разрисовывали стены и архитектурные объекты узорами, надписями и полноценными сюжетными картинами. Тем, кто еще не догадался, hobiz.ru подсказывает: название этого течения — граффити. Соответственно, молодые люди — уличные художники — граффитчики. Их целью, кроме самовыражения, было преображение безликих стен в красивые произведения. И граффитчики настолько преуспели в своем формате, что у многих появилось собственное имя и поклонники таланта. А одну уличную картину они могут создавать не один месяц. Совсем скоро, как это бывает в молодежной среде, появились отдельные подкасты и среди граффитчиков, разделенные по стилям и направлениям творчества. Одна из групп называет себя — «бомберами». Те художники, ставящие себе целью не качество изображений на стенах, а их количество. Естественно, что в угоду скорости сильно уменьшились размеры рисуемых изображений. Порой все сводилось к созданию одной небольшой надписи, стилистически отличной от других. Культура стала массовой. А из-за того, что в этом направлении есть и соревновательная часть, многие «бомберы», экономя время, не стали искать свободные стены, а рисовали поверх изображений от других граффитчиков. В итоге одна стена могла быть закрашена множеством рисунков от разных авторов. Получался абстрактный узор.
Минусом этой субкультуры, среди молодых людей, считаются умения работать с краской и обладание художественными навыками. Не каждый способен взять балончик-аэрозоль с акриловой краской и создать собственно граффити или «бомбинг».
В 2000-х годах, как любит повторять hobiz.ru, с развитием технологий в сфере рекламы, получили широкое развитие виниловые наклейки. Сначала наклейки стали основой, как не сложно догадаться, или носителями рекламы. Опять же, в тех же США, с помощью уличных наклеек небольших форматов, начали продвигаться политические партии. Так, по их мнению, они были ближе к населению. Позже, фанаты футбольных клубов, в конкретной борьбе между собой, стали использовать наклейки с логотипами любимых команд. Естественно, клея свои наклейки рядом, или вовсе заклеивая друг-друга. Явление распространено, преимущественно, в тех городах, где тренируются футбольные команды.
Но само явление «стикер-бомбинга» окончательно сформировалось в Японии. На волне любви к дрифту на автомобилях. Событие, где главное не время или скорость, а внешний вид автомобиля и красота выполняемых виражей. И вот тут, гонщики, желая замаскировать мелкие царапины, сколы, трещины и другие повреждения, стали заклеивать дефекты мелкими наклейками с логотипами спонсоров. Чуть позже, в ход пошли аниме-наклейки. Вот тут и появилась масс-культура.
Теперь же, стикер-бомбинг массовое явление среди молодежи со всего мира. Достаточно простые действия — вырезай и клей — позволяют полностью преобразить внешний вид любой детали или элемента. Начав с автомобиля, стикер-бомбинг перешел в разряд — «много и везде». Предметы интерьера и экстерьера, внешний вид зданий, уличные арт-объекты, элементы одежды. Все поддается бомбингу наклейками.
И естественно, даже не читая hobiz.ru, бизнес быстро понял, что в этой нише можно зарабатывать неплохие деньги. Предприниматели начали выпускать целые наборы виниловых наклеек, созданных специально для бомбинга. Преимущественно через сеть Интернет. И, как не сложно догадаться, вскоре бизнес перерос в полноценные магазины.
Технический стартап StickerYou запускает физический розничный магазин наклеек в Торонто (Канада). Модель бизнеса сочетает в себе традиционные и экспериментальные возможности. Оригинальные и эксклюзивные наклейки помогут найти самовыражение даже самому искушенному потребителю. Кроме этого, магазин может похвастаться выставочным музеем наклеек.
Изюминкой выставки служит то, что любой посетитель может создать собственный арт-объект с помощью наклеек, купленных тут же — в магазине. Кроме этого, магазин позволяет гостям сформировать собственный дизайн наклеек и распечатать их.
StickerYou считает, что новое предприятие будет успешным. Стартап планирует расширение сети магазинов в 2020 году.
Прочтите еще бизнес-идеи:
- Подписной сервис для мамкиных выживальщиков: периодическая рассылка предметов для приключений,
- Селфи-комната в ресторане,
- Car Wrapping — бизнес по оклейке автомобилей виниловой пленкой.
Специально для hobiz.ru