Захват собственности глазами рейдера

Не стоит тешить себя наивными надеждами, что Ваше предприятие уж никак не тянет на рейд-пригодный объект: уж очень оно маленькое, никак не нефтяной холдинг, даже не сеть заправочных станций, не производственно-торговое предприятие, а всего-навсего гаражный кооператив….

Господа бизнесмены, да если у Вас имеется хоть мало—мальски стоящий актив: будь то недвижимость, оборудование, выгодный контракт, принимайте поздравления от ХОБИЗ.RU: Вы — потенциально пригодная жертва для рейдеров.


Как действуют рейдеры? Перед рейдером стоит задача создания таких условий, когда законные владельцы предприятия вынуждены почти добровольно отказываться от своей собственности. Методы воздействия на законных владельцев предприятий бывают разными: легальными и откровенно криминальными.


В арсенал методов рейдерской деятельности входит даже организация публикаций заказных материалов очерняющего характера в средствах массовой информации, организация судебных исков на предприятие и её руководящий состав, причем ответчиков чаще всего «забывают» поставить в известность.

Наверное, наиболее распространенный сегодня способ захвата предприятия есть проведение очередного или внеочередного собрания акционеров, на котором избирают новых руководителей без принятия во внимание голосов основного или нескольких основных собственников, зачастую даже при отсутствии последних.


В качестве вынуждающей меры оказания существенного давления рейдеры подкупают представителей правоохранительных органов или силовых структур, государственных регистраторов и судей. Обязательно рейдеры организовывают незаконные проверки предприятия контролирующими организациями и правоохранительными органами, вплоть до проведения обыска по сфабрикованному уголовному делу с привлечением подставных понятых.


Второй распространённый вариант проведения рейдерского захвата — гринмейл. Гринмейл состоит в приобретении пакета акций предприятия в размере, достаточном для блокирования принятия любых решений собранием акционеров, что вынуждает собственников предприятия идти на контакт с рейдерами или вообще отказываться от своего бизнеса.

Важнейшим документом любой рейдерской атаки есть реестр акционеров (список владельцев акций, их ФИО, адреса и другие личные данные). Именно наличие реестра — первая и основная задача «работы» рейдера. Есть реестр — считай, компания уже на полпути в карман к заказчику.


Первым делом рейдер собирает и анализирует открытую информацию об объекте захвата и его собственниках. По большей части работа состоит в мониторинге прессы, где освещается интересующая рейдера фирма. Закрытые сведения о рейд-пригодном объекте получить тоже не сложно: юридическое лицо предоставляет государственным органам информацию о своих экспортных и импортных операциях, о недвижимости и транспорте, что зарегистрированы на него…

После сбора информации рейдер оценивает охранные системы жертвы, изучает связи руководства и собственников компании с высокопоставленными лицами. И только тогда начинается непосредственная разработка плана рейдерского захвата и реализуется сам захват.


Увы, но, независимо от организационно-правовой формы предприятия и рода его деятельности, для бизнесменов-собственников нет «вакцины» от рейдера. И если ещё несколько лет назад объектом недружественного поглощения становились крупные предприятия, а заказчиками оных были крупные коммерческие компании, сегодня отнимать друг у друга фабрики, банки и комбинаты стали предприятия среднего и малого звена. А все почему? Потому что у среднего и малого бизнеса очень мало возможностей для обороны, потому они слишком уязвимы и представляют собой уж очень лакомый кусочек для хищника — организованной рейдерской компании, штат которой состоит из высокооплачиваемых юристов и аналитиков, у которых «все под контролем». Чем может защитить себя небольшое акционерное общество, например, парикмахерская, имеющая пару залов на красной линии на улицах города?

Рейдер тратит сотню тысяч долларов на то, чтобы захватить компанию, в активы которой входит помещение стоимостью миллион долларов. На новости о силовом захвате парикмахерской телевидение не станет тратить дорогостоящий эфир, а газеты не станут сокрушаться и занимать драгоценные рекламные полосы на первых страницах. Парикмахерская тихо уйдёт из бизнеса, и только местные посетители заметят, что вывеску на фасаде сменили, а место парикмахерской теперь занимает новый объект, скажем, супермаркет.


В список рейд-пригодных объектов сегодня занесены магазины, кафетерии, небольшие компании. Главное условие — работают успешно и приносят доход. Вряд ли кто-то из новых приобретателей земли — рейдеров собирается производить зерно, мясо, молоко или овощи — сегодня это не актуально. А что актуально? Строительство дорогого жилья, развлекательных комплексов, особняков. Захватили, преобразовали, перепродали объект рейдерского захвата какой-то фирме-однодневке. Последняя быстро продаёт объект рейдерского захвата «благочестивому» заказчику многоходовой рейдерской атаки. Таким образом, вряд ли кто-нибудь сообразит, что новый многоуважаемый владелец и есть тот самый рейдер.

Как гласит старая пословица: «кто осведомлён, тот вооружён». Будьте осведомлены, уважаемые бизнесмены.


Специально для ХОБИЗ.RU