Перспективы развития социальных сетей: корпоративные социальные сети
Сегодня в мире большое количество социальных сетей, наиболее популярны MySpace (более 220 млн. регистраций), FaceBook, Classmates и из профессиональных — LinkedIn, в рунете Одноклассники.ру (более 10 млн. регистраций), ВКонтакте, МойМир и из профессиональных МойКруг, в Украине это — Коннект, Friends.ua и запускающаяся ID.UA — Сеть Сетей.
На сегодняшний день можно выделить ряд тенденций развития социальных сетей в мире и рунете:
- Социализация всего (любой сайт теперь создается хотя бы с минимальным социальным функционалом).
- Развитие нишевых социальных сетей
- Технологизация уже существующих
- Внедрение социальных сетей в бизнес
- Мобильные социальные сети
- Объединение и обмен информацией
Все эти тенденции вполне объяснимы и закономерны, они – логическое продолжение сегодняшней ситуации.
Развитие нишевых социальных сетей
Уровень развития социальных сетей почти достиг своего пика, и в данный момент мы чуть ли ни каждый день можем наблюдать рождение новых социальных сетей. В последнее время это стали именно нишевые социальные сети: для миллионеров и топ-менеджеров, для любителей собак, для инвалидов или памяти близких людей, покинувших этот мир. Это нормальная тенденция, которая была вызвана насыщением рынка общими сетями «для всех». Довольно часто можно встретить интересные темы, иногда просто абсурдные, часть проектов выживет, а часть со временем уйдёт в никуда.
Из наиболее интересных можно выделить такие проекты как MyChurch.com – социальная сеть для создания собственных церквей, Moxie Moms – социальная сеть мам, Geni — Genealogy — Free Family Tree – сеть родственников, или наши рунетовские примеры: Мы помним… – социальная сеть памяти умерших, DrugMe.ru – социальная сеть для больных и выздоравливающих.
Появляются и закрытые социальные сети, например, PRO2 или социальные сети миллионеров. Кстати, можно ожидать всплеск популярности закрытых социальных сетей в ближайшее время.
Интересный факт: в последнее время можно встретить пародии на социальные сети, например — Однокамерники.su – пародия на Одноклассники.ру с тюремной тематикой, которые потом пытались продаться за $20000 тыс. на searchengines.ru.
Кстати, некоторые эксперты полагают, что 2008 год станет годом деловых социальных сетей. Кроме новых, которые должны появиться, ожидается активное развитие старых, в том числе прогнозируется объединение профессиональной социальной сети LinkedIn с сервисом по хранению списка дел, контактов и другой деловой информации – Plaxo.
Большинство из нишевых социальных сетей по-своему уникальны, они найдут лояльных пользователей и займут свою нишу.
Эксперты условно разделяют развитие социальных сетей на 3 части:
первая – это социальные сети середины 90-х годов, пионеры с самым простым функционалом;
вторая – это создание социальных сетей с более широким функционалом для базового взаимодействия (в период с 2000 года и до наших дней), и последняя
третья часть – это социальные сети, которые решают конкретные проблемы: поиск сотрудников (бизнес-сети, корпоративные сети), игры (игровые сети), поиск информации (контент-сети) и т.д. По этой теории сейчас мы постепенно переходим со второго этапа на третий.
Социальные сети в бизнесе
Социальные сети уже давно захватили умы обычных пользователей интернета, и теперь пришла очередь бизнеса. Разговоры о применении данного инструмента в бизнесе велись довольно давно, но внедрять подобные инновации не спешили. Технологии совершенствовались, разговоров становилось все больше, и это привело к появлению первых успешных примеров.
Одним из первых серьезных и интересных приёмов стало внедрение социальных сетей в бизнес-стратегию американской компании Cisco Systems, Inc – лидера сетевых технологий для сети интернет.
Специалисты этой компании работают в разных странах мира, что неизбежно вызывает проблемы коммуникации. Для передачи очень важной информации сотрудникам этой компании приходилось созывать двухдневные конференции с необходимыми специалистами из разных стран, что, естественно, было очень неудобно и, самое главное, требовало значительных денежных средств. В результате в рамках инициативы cisco 3.0 появилось решение этой проблемы – внутренняя корпоративная социальная сеть, в которой содержалась вся необходимая информация и были заложены различные способы коммуникации внутри компании, что было особенно удобно сотрудникам из разных стран. В этой социальной сети есть внутренние корпоративные блоги, обучающие материалы, видеосвязь, энциклопедии и другие элементы социальных сетей. В том же 2007 году у cisco был открыт «центр коммуникационной компетенции» (Communications Center of Excellence, CCoE) для помощи сотрудникам этой компании по использованию этой социальной сети и всех её преимуществ.
Кроме решения проблемы коммуникации, социальная сеть решает ещё много других проблем, например, с её помощью сотрудники активно общаются между собой, узнают об успехах друг друга, хорошо идёт процесс командообразования и сплочения коллектива.
Эта компания на своём примере доказала эффективность таких инструментов как социальные сети в разных бизнес-процессах. Я уверен, это только один из первых шагов на пути внедрения подобных инструментов в бизнес и у этой конкретной компании, и у многих других.
Нельзя забывать и о другом применении социальных сетей в бизнесе – это получение информации: о потребителях, о конкурентах, о работниках, о соискателях и многом другом.
Перспективы развития социальных сетей – как бизнес
Любая, полноценная и крупная компания, рано или поздно, заменит свой корпоративный (или модернизирует) сайт на корпоративную социальную сеть. И это будет не просто оснащение сайта элементами соц.сети, а полная переработка исходников и создание структуры, которая позволит интерактивно и оперативно оповещать всех работников компании, раздавать и контролировать задания, размещать видео и аудиообращения для групп участников и многое другое. Эти задачи легко решаются только в корпоративных социальных сетях. Особенно, если филиалы компаний разбросаны по всей стране или по всему миру, хотя, социальная сеть полезна уже тогда, когда в фирма имеет несколько филиалов в городе и близлежащих населенных пунктов.
Все это требует серьезных вложений от компаний, которые зачастую останавливают их от организации сети. Вот тут и начинается бизнес, а точнее целая ниша. Для занятия этой ниши вам необходимо создать качественный продукт, четко позиционированный как корпоративная социальная сеть с четкой структурой управления (начальник, руководители отделов, подчиненные и т.п.)
Создать такой «движок» очень трудоемкое занятие, но, при полной (пока что) отсутствии конкуренции ваш продукт будет востребован. И, думается, любая крупная корпорация будет готова купить такой продукт, а также исправно платить за поддержку, модернизацию и… гарантию, что такой продукт не появится у конкурентов.
А как показывает практика, такой продукт (начальную версию) способны создать несколько программистов за несколько месяцев.
По материалам доклада Никиты Семенова