Пробка — двигатель прогресса
Дважды в день движение по основным транспортным артериям крупных городов практически прекращается. Все это, по логике вещей, открывает огромную и пока слабо охваченную нишу для множества видов бизнеса. Однако успехи, как ни странно, пока явно не соответствуют оптимистическим ожиданиям.
Пробки бывают разными. Вязкими и тягучими, как размокшая глина, — на Садовом и Ярославском шоссе. Глухими и безнадежными — при выезде на Третье транспортное кольцо. Машины медленно ползут плотным потоком. А динамичные, успешные, платежеспособные водители и их пассажи-ры — клиентура, как на подбор! — вместо того чтобы удваивать ВВП, обреченно созерцают стоп-сигналы ползущих впереди автомобилей. На запрос «чем заняться в пробке» Яндекс выдает три миллиона страниц, однако лишь с десяток сайтов содержит внятные рекомендации практического характера. Такой аудитории — скучающей и обеспеченной — позавидовал бы любой торговый центр. И об этом знают те, кто пытается делать свой маленький (а порой и не очень) бизнес на автомобильных пробках.
Свободные руки
Что слушают водители
- Зарубежная поп-музыка, курсы иностранных языков.
- Классика.
- Отечественная поп-музыка.
- Аудиокниги современных авторов, записи театральных постановок. Самоучители, тренинги.
- Классическая литература, романы.
- Звуки природы.
Особую популярность у завязших в асфальтовом болоте снискал развлекательный контент, и в первую очередь игры для мобильных телефонов. Разговаривать во время движения, держа трубку в руке, запрещают ПДД. Но вот про игры в правилах ничего не сказано.
Сегодня за аудиторию ведут нешуточную борьбу операторы мобильной связи и производители телефонов, «вшивающие» стандартный набор змеек и преферансов в свою продукцию. А доступный ассортимент java-игр поражает воображение. «Горячие девушки ждут вашего веника!» (это, для справки, реклама мобильной игры для пробок с интригующим названием «Красотки в бане»), «ГАЗИЛА — маршрутка-убийца!» (создатели аркады анонсируют три уровня мастерства водителя, активный контакт с пешеходами и объектами, а также множество бонусов в виде рек крови — самое оно, чтобы выпустить пар), «Весь мир против Тимати!» («Запомни: пистолет хорошо, но дробовик — лучше!»). Продолжать можно до бесконечности.
Судя по результатам опросов, традиционно высоким спросом в пробках пользуются гонки, «стрелялки», «бродилки», «игры для взрослых» и игры, разработанные по мотивам блокбастеров. А в последнее время вырос интерес к стратегиям и логическим играм.
Трудно подсчитать, сколько игр в среднем готов закачать на свой мобильный телефон человек, изнывающий от скуки в пробке. Андрей Барановский, президент и генеральный директор компании Qplaze, напоминает: многие мобильные игры намеренно проектируются с прицелом на короткие игровые сессии, так что несложную «бродилку» можно пройти минут за двадцать. А значит, дойдя до финала, но так и не добравшись до заветного светофора каких-то жалких пятьдесят метров, водитель (а уж пассажир тем более) возьмется скачивать что-нибудь новенькое.
Для самых «мертвых» пробок у контент-провайдеров припасена тяжелая артиллерия: онлайновые игры типа «Age of Heroes Online». Тестов на скорость прохождения мобильных игр в условиях пробок специалисты Qplaze, увы, не проводили. Но общая статистика такова: в интенсивном режиме игра надоедает игроку за несколько часов.
При умеренной эксплуатации довольно сложной игры хватит на неделю. Но таких продуктов мало, — признает гендиректор компании «ПейджНэт» Сергей Шпиталь. А значит, следуют все новые и новые загрузки. Впрочем, разработчики и дистрибьюторы рекомендуют особенно не увлекаться играми в пробках. Неровен час, пойдут иски от пострадавших — дескать, ДТП произошло из-за игры для мобильника. Тем временем эксперты британской «Таймс» уже восстали против мобильных развлечений за рулем. Оказалось, что активная работа с клавиатурой снижает реакцию водителя на 35%. И это при том, что в состоянии среднего алкогольного опьянения реакция водителя на опасные ситуации снижается лишь на 12%. «В пробках у водителей рассеивается внимание, они устают, нервничают, пытаются найти пути объезда и не соблюдают дистанцию. Все это и без того повышает риск ДТП, — напоминает начальник управления автострахования «РЕСО-Гарантия» Сергей Масленков. — Аварийность растет по мере увеличения пробок, так что играть за рулем не советую. Кстати, сам я, попав в пробку, слушаю радио».
Горячее время
Для операторов мобильной связи пробка — настоящее золотое дно. И не только потому, что автомобилисты любят поиграть на мобильном. Ведь еще больше они любят разговаривать. По имеющимся данным, как только город «встает», беспроводной трафик впятеро перекрывает средние показатели за день!
«Набор стоящего автомобилиста» не меняется вот уже несколько лет. Кроме обычной болтовни, «пробочники» заказывают билеты на концерты, бронируют столики в ресторанах и коротают часы в голосовых чатах.
Тем временем в Америке с помощью мобильных телефонов научились определять наличие пробок как таковых. Перемещаясь по городу, телефон переходит из одной зоны приема в другую с определенной скоростью. Приняв за данность, что в нормальных условиях движение по городу происходит в среднем со скоростью 40 километров в час, оказывается, несложно зафиксировать неожиданные локальные замедления. Впрочем, в России тот же метод используется (наряду с другими техническими средствами) сервисом «Яндекс Пробки».
Душа и тело
Россия известна как самая читающая страна. Возможно, это уже давно не так, но имидж есть имидж. Никуда не денешься. Как ни печально, в процессе управления автомобилем читать неудобно. Есть, конечно, любители положить на рулевое колесо свежую газетку. Но неудобно это, да и опасно. Так на помощь автомобилистам пришли аудиокниги и аудиокурсы.
Бешеного спроса на такой вид развлечения в пробках пока не наблюдается. По данным руководителя направления продаж книжной продукции «Озон.ру» Алексея Кузьменко, ежедневно на сайте интернет-магазина продается около 500 экземпляров аудиокниг. Зато известны предпочтения чита… простите, слушателей. Самые популярные категории ныне — книги о бизнесе, всякого рода тренинги по технике речи, саморазвитию, психологии и НЛП, а также языковые аудиокурсы, сказки для малышей, вместе с родителями коротающих время в машине, и аудиоспектакли.
Среди тех, кто пытается заработать на регулярно стоящих в пробках москвичах, — автор курсов по лечебной гимнастике Елена Плужник. Сама Елена уже два года водит машину и утверждает: автомобиль способен быстро ухудшить самочувствие водителя — первыми страдают шея, поясница, ноги. Вот только сделать большой бизнес в толчее столичных улиц ей пока не удалось: все доходы оседают в карманах розничных продавцов и оптовиков.
Психологи утверждают: аудиа-лов — людей, усваивающих большую часть информации на слух, — существенно меньше, чем визуалов, реагирующих на «картинку». Вот тут-то в борьбу за умы целевой аудитории вступают операторы наружной рекламы. Влияет ли загруженность трассы на цену поверхностей? Вице-президент по продажам и маркетингу Gallery Александр Ковалер подтверждает: «Еще как! Ведь чем больше потенциальных клиентов увидят рекламу, тем больше рекламодатель готов за нее платить».
За несколько часов стояния в пробке информация со щита или любого другого носителя накрепко осядет в мозгу потребителя. Вот почему все более эффективна, например, реклама на транспорте. «Стоя в пробке, водитель или пассажир волей-неволей упираются взглядом в брэндированный борт автобуса или троллейбуса. По данным аналитиков ЭСПАР, на троллейбус со стандартной рекламой смотрят в среднем 86,5 тысячи раз в день», — говорит Александр Ковалер.
Как следует рассмотрев окрестности, автомобилисты принимаются (вот это и правда беда!) курить. Игроки табачного рынка упорно скрывают точные данные выручки от продажи своей продукции в мегаполисах и не публикуют статистики, связанной с интенсивностью курения сигарет в пробках. Разве что в «Бритиш Американ Тобакко Россия» «Бизнес-журналу» заявили, что никаких специальных действий по популяризации сигарет среди стоящих в пробках водителей не предпринимают. И на том спасибо.
Но вот курить уже больше не хочется — организм не принимает. А подлая пробка так и не поехала. Значит, самое время включить музыку погромче и… получше. «Сегодня довольно большое количество покупателей стремится не просто приобрести автомагнитолу, но установить в машине самый широкий набор техники. И люди готовы тратить на это крупные суммы, — говорит директор по связям с общественностью компании «Техносила» Надежда Сенюк. — Наибольшим спросом пользуются автомагнитолы, следом за ними идет весь спектр мультимедиа. Кроме того, покупатели активно приобретают навигационные системы, на которые стабильно увеличивается спрос, — как отдельные устройства, так и встроенные в аудиосистемы».
Заберите меня отсюда!
Если сидеть в пробке больше нет сил, летом можно рассчитывать на мотоциклетную поддержку. Например, заплатив от трехсот рублей и более, можно отправить с курьером на мотоцикле документы. Или «эвакуировать» себя самого на безопасное от пробки расстояние — при условии, что прежде удастся припарковаться в положенном месте, а не так, чтобы на утро отправиться за тридевять земель выручать эвакуированную службой перемещения машину.
Недавно директор компании «1МОТТО» Василий Енгалычев наконец-то закупил восемь новых мотоциклов. Долго тестировал варианты. Ездил с друзьями-мотоциклистами и на спортбайках, и на «классике», с багажом и без. Все было «не то». Понравились только новенькие итальянские Piaggio. Трехколесные, устойчивые, можно даже чемодан с собой взять. Правда, пришлось выложить по 9 600 евро за штуку.
Заказы Енгалычев принимает сам, не доверяя молодой бизнес операционисткам и наемным менеджерам. С клиентов за услуги мототакси берут по 15 рублей за километр в городе и от 25 до 45 — за городом, в зависимости от маршрута. Дорого? Зато клиент получает на время поездки защитный костюм и шлем, а главное, оказывается на месте назначения вовремя. Занятно, но, по словам Енгалычева, 65% его клиентов — женщины. «Они вообще более смелые и активные, — смеется предприниматель. — Да и первым нашим клиентом стала барышня с символичным именем Виктория. Она до сих пор пользуется нашими услугами и входит в число VIP-клиентов, которым предоставляется скидка в 40%».
Мотоцикл, особенно под руководством опытного байкера, легко объедет любую пробку. Но пока компания работает себе в убыток. Зарплату своим пилотам Енгалычев платит регулярно, однако все свободное время вынужден тратить на поиск дополнительных источников доходов. Недавно начал сдавать рекламные площади на «бортах» транспорта. А ведь еще придется потратиться на утепление мотоциклов, чтобы использовать их в холодное время года.
Переплюнуть мототакси может разве что вертолет. Как известно, небо над Москвой закрыто, так что вертолетное такси, которое должно вот-вот заработать в столице, будет скорее такси маршрутным. Проект Heliexpress Михаила Казачка появился в содружестве с авиакомпанией «ЮТэйр», ЗАО «Российские вертолетные системы» и вертолетной компанией Eurocopter Vostok. Предполагается, что авиатакси будет курсировать между аэропортами Внуково, Домодедово, Шереметьево и Быково. Услуга адресована прежде всего пассажирам, опаздывающим на связанный рейс, выполняемый из другого аэропорта. Возможно, 35 тысяч рублей за рейс — не такая уж огромная сумма для тех, кто по дороге на курорт должен был пересесть с одного самолета на другой в Шереметьево, однако из-за погодных условий оказался в Домодедово.
Как ни странно, столичные пробки не позволяют пока озолотиться тем, кто пытается заработать на скучающих водителях и их пассажирах. Однако невозможно утверждать, что миллионы кошельков, медленно ползущих друг за другом на колесах, перестанут волновать предпринимателей. Пытаться поживиться на пробках будут еще многие. Ведь, увы, ждать счастливого разрешения дорожно-транспортного коллапса в Москве пока не приходится.
Общительный опаснее пьяного
Лаборатория исследования транспорта Великобритании (Transport Research Laboratory) провела эксперимент, целью которого было выяснить, какие факторы в большей степени отвлекают водителей и снижают скорость их реакции на опасные ситуации на дороге. Оказалось, что любители SMS-переписки чаще сбиваются с пути, выезжают не на свою полосу, не соблюдают дистанцию и создают аварийные ситуации на дорогах. По данным исследования, контроль рулевого управления при наборе SMS оказался на 91% ниже по сравнению с состоянием водителя, полностью сконцентрированного на дороге.
Полученные данные побудили главу Организации по защите прав автомобилистов (RAC Foundation) Стефена Глэйстера заявить: «Мы должны убедить водителей, пользующихся мобильными телефонами за рулем, что набор самого простого текста может значительно увеличить риск попасть в аварию».
По результатам исследования, в среднем для набора сообщения за рулем требуется 63 секунды. Это почти на 40 секунд больше времени, необходимого для ввода того же текста в спокойной обстановке. А ведь за минуту автомобиль способен проехать чуть менее километра по городу, соблюдая скоростной режим, или более километра на трассе.
В Великобритании разговоры по телефону во время движения запрещены. Тем не менее, по данным RAC Foundation, свыше половины англичан в возрасте от 18 до 24 лет не прочь пообщаться по SMS, находясь за рулем. И регулярно это делают. Штраф за нарушение запрета на использование мобильного за рулем в Великобритании составляет 60 фунтов стерлингов (более 100 долларов), а этим летом законодательство было ужесточено. Если выяснится, что виновник аварии со смертельным исходом разговаривал по телефону, ему грозит до пяти лет лишения свободы.
В России разговор по сотовому разрешен только при использовании гарнитуры, позволяющей обеим рукам водителя оставаться на руле. А вот отправка SMS и другие формы применения «мобильника» не регламентируются, хотя и могут при желании быть отнесены бдительными сотрудниками ГИБДД к «использованию мобильного телефона».
Ольга Пугач , опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №19 от 14 Октября 2008 года.