Бизнес план мини-типографии

Мини—типография: как начать полиграфический бизнес.

К услугам небольших типографий обращаются частники — владельцы небольших печатных точек; государственные организации — для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации — для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д. Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая — так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини—типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини—типографиях, средние — в средних, а крупные, соответственно, — в крупных. Здесь главное — обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие — цветные копиры, третьи — машины для офсетной печати. Ризограф — это, прежде, всего черно—белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно—белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь — для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира — от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно— или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини—типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч — тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений — это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, — она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру — от 15 тысяч долларов, новую — от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой — все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, — говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. — Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини—типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя — Riso, Duplo и Ricoh (все — японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex—Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма—производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини—типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски — это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини—типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты — для использования мини—типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6—А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини—типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини—типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге — от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему — какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый — приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь — закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

По мнению Александра Ера, один из простых путей — купить ризограф, а уже к нему наращивать отделочные мощности. “Такой вариант не потребует большого стартового капитала и даст понять бизнес как таковой. Кроме того, я бы не ставил на первое место именно печатное оборудование. Многих клиентов можно “заполучить“, имея оборудование, способное выполнять нестандартные отделочные операции с широким применением ручного труда“.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини—типография занимает мало площади — можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини—типография располагалась и на 20 кв. м. — буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, — говорит Александр Ер, — если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более—менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ — то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй — бизнес кормит себя сам, третий — бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование — то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое—то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника — неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, — через год—полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, — говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно — это зависит от многого, но в среднем мини—типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты — около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников — получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры — все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини—типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны — они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело — ризограф в тридцать—сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, — считает Сергей Немцов. — Главное, чтоб был удобный подъезд к офису — погрузка—отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини—типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса — в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга — сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ — нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия — высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини—типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое—то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность — как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии — в этом случае она будет приносить максимальные доходы.

Смотрите также:

Источник: Бизнес журнал


Хобиз раздает подписчикам Телеграм Premium!



Нужны деньги до зарплаты?
Без процентов! До 35 дней на сумму до 15 тысяч рублей.
Предложение ограничено! Спеши!




Добавить комментарий