Одноразовая мебель

Обычная история: успешный предприниматель начинает вдруг скучать, а потом берется за что-нибудь совершенно экстравагантное. Для души Михаил РЕДИН решил выпускать мебель. Что здесь необычного? Да то, что кресла и столы, производимые его фабрикой, — из картона.

Три года назад Редину захотелось запустить какой-нибудь инвестиционный проект. Бывает такое. Требования, которым должен был удовлетворять новый бизнес, оказались весьма жесткими. Во-первых, не хотелось ничего банального и стандартного. Михаил занимался телекоммуникациями, так что с самого начала искать пришлось в других сегментах рынка. При этом проект не должен был требовать слишком масштабных инвестиций. В конце концов, свободных денег редко бывает много.

— Хотелось заняться каким-то совершенно новым бизнесом. Я искал идею, просматривал Интернет, разговаривал со знакомыми, но ничего интересного не обнаруживалось. А потом, совершенно случайно, на одной дружеской вечеринке я познакомился с людьми, которые работали с картоном, выпускали картонные домики для детей, — вспоминает Михаил. Как признались новые знакомые, дело шло не слишком хорошо. Однако идея Редину понравилась. По крайней мере, это было свежо, «не как у всех». В общем, ровно то, что Михаил и искал. К тому же известно, как это нравится детям: когда-то давным-давно маленький Миша Редин и сам обожал летом возводить шалаши, а зимой устраивать домик под накрытым скатертью обеденным столом.

Посчитав, что при правильной постановке дела такая необычная и недорогая продукция будет пользоваться спросом, Михаил решил присоединиться к новым партнерам и вложить в проект собственные средства. Однако начало получилось далеко не блестящим. Структура собственности картонажной фирмы оказалась чрезвычайно запутанной. Совладельцев много, но понять, кто и за что отвечает на самом деле, было невозможно. Стало ясно: просто «войти» в этот бизнес не получится. Но с идеей расставаться не хотелось… Редин чувствовал: картон явно недооценен на рынке, а ведь из него можно производить не только упаковку и домики для детских игр!

Пришлось взять паузу и всерьез заняться изучением матчасти. Свойства и виды материала, особенности его производства — все было интересно и ново. А однажды, просеивая поток информации, Михаил узнал о человеке, разработавшем картонное кресло. Познакомились. Оказалось, что кресло и правда есть — сделано вручную и из чистого интереса. О поточном производстве автор идеи даже и не думал, зато Редин вцепился в картонное кресло железной хваткой.

— Это же шикарная идея! Судите сами. Есть ведь одноразовая посуда — тарелки, вилки-ложки, стаканчики? Есть! Так почему бы не сделать одноразовое кресло? Вот приехали вы на пикник, на природу. Чего обычно не хватает на таких мероприятиях? Правильно, присесть некуда! Алюминиевые или пластиковые кресла возить с собой не слишком-то удобно. Да и четыре-пять таких предметов в обычном автомобиле не поместятся. А кресел, которые можно было бы использовать один-два раза, а потом с легким сердцем выбросить, у нас не производят и не продают. Да и нигде в мире нет одноразовых кресел!

Недостающее звено было найдено: Редин решил запустить производство одноразовых кресел из картона. Проект соответствовал всем ожиданиям — он был нов и интересен. А главное, для изготовления пробной партии требовался минимум финансовых затрат — лишь собственно картонный лист да нож!

— Да, идея была необычной, но воплотить ее было нелегко. Ведь «раскрутить» новый, по сути, класс продукции очень сложно! Представьте себе реакцию людей, которым, например, наш менеджер предлагает картонное одноразовое кресло. Какое кресло? Одноразовое?! Картонное?!! Зато всем становится интересно своими глазами увидеть такую необычную вещь!

Разработчик конструкции предложил Михаилу назвать кресло «Foldman» — «складной человек». Идея понравилась, и Редин совместно с изобретателем получили патент на картонное кресло. Затем… Затем по законам жанра все должно было получиться быстро и эффектно. Но так бывает не всегда. Обстоятельства заставили предпринимателя надолго уехать за границу. В итоге серьезно «картонным» бизнесом он занялся лишь несколько месяцев назад, вернувшись в Россию.

Зарегистрировав ООО «Перспектива», Михаил задумался о рекламной кампании и выбрал… не раз заклейменные «Бизнес-журналом» спамерские рассылки.

— Михаил, но почему? Во всем мире это считается просто неприличным!

— Каюсь! Честно, каюсь! Но проект находится на начальной стадии развития, и серьезных сумм на рекламу я выделить пока не могу. А спам — дешевый способ дойти до людей. К тому же этот метод коммуникации дает возможность почувствовать реакцию рынка на то, что мы делаем. Да, есть и негатив, и это понятно. Но поступают и вполне объективные предложения, люди высказываются, им нравится наш товар. Законом спам пока не запрещен, поэтому мы посчитали возможным прибегнуть к этому способу рекламы.

Строго говоря, об успехах речь пока не идет. На самом деле Редин лишь изучает спрос и продает от пятисот до тысячи кресел ежемесячно. Небольшое производство расположено в Подмосковье, часть заказов размещается на картонных фабриках в столице и близлежащих городах. В ближайших планах — открытие собственного цеха и приобретение станков для картонного производства. По словам Михаила, с одним изделием, пусть даже и уникальным одноразовым картонным креслом, выйти на рынок почти невозможно. По крайней мере, это сложно и дорого: крупным магазинам нужен ассортимент. Так что приходится расширять линейку продукции и искать дизайнеров, работающих с картоном:

— Хочется выпускать необычные, эксклюзивные вещи. Сейчас в разработке стол. Есть идеи изготавливать ящички различных размеров — для бумаг, документов, игрушек. Для книжных магазинов можно производить легкие картонные чемоданчики: приобрел человек пару томов, ему упаковали их в фирменный чемоданчик — очень удобно для переноски1! Есть варианты для кондитерских и обувных магазинов, — говорит Михаил. — Запад сейчас тоже увлечен картоном, но до кресел они пока не додумались, так что наша разработка вызвала большой интерес. Кстати, придумывая новый бизнес-проект, я как раз не хотел ограничиваться внутренним рынком — пусть не сейчас, но в перспективе. Картон востребован повсюду, однако в основном люди воспринимают его исключительно как материал для изготовления коробок.

Разумеется, картон не в состоянии заменить металл или дерево. Но во многих сферах этот материал идеально подходит для решения поставленных задач. А если еще включить и фантазию, то…

Всплеск спроса на картонные кресла приходится на лето. Но ведь на пикники люди выезжают и весной, и осенью, и зимой. Вот Редин и придумал продавать товар в чехлах: в такой «одежде» картонное кресло можно хоть в мокрый снег ставить. А минувшим летом предпринимателю удалось выявить еще один сегмент рынка одноразовой мебели: кресла у Редина охотно покупали устроители концертов под открытым небом.

— На подобных мероприятиях, если они проводятся на улице, бывает сложно обеспечить безопасность. Ставить металлические и деревянные стулья опасно — в случае драки ими вполне можно нанести серьезные травмы. А картонное кресло очень легкое, и даже от удара им по голове человек не пострадает, — улыбается Михаил. — Кроме того, такие «сидячие места» обходятся недорого: кресло стоит всего 150 рублей. Учитывая соотношение «легкость-качество-компактность», цена просто смешная! А если пару кресел не увезли с пикника, то после нескольких дождей от них ничего не останется, а природа не пострадает. Мы даже сотрудничаем с Всемирным фондом дикой природы, который поддерживает наш «экологичный» проект. Ну и, наконец, кресла можно использовать не только на улице — они придутся к месту и в тесных помещениях: когда в квартиру приходят гости или в офис — посетители, такое кресло в сложенном виде достается из-за какого-нибудь шкафа и раскладывается за несколько секунд.

— А они прочные?

— Реакция людей всегда очень интересна. Все ходят вокруг, улыбаются, трогают, а садиться на картон боятся. И напрасно! Кресла рассчитаны на вес до 100-120 килограммов, но и более крупных людей успешно выдерживали.

Что с финансами? Михаил не скрывает: пока бизнес убыточен. Но в будущее смотрит с энтузиазмом. Конкурентов на рынке нет, а продукт по всем признакам востребован:

— Проект не замкнут. Если появятся партнеры, я буду только рад. К нам уже присоединился тот бизнес с картонными домиками, с которого все начиналось, и мы вместе разрабатываем сейчас детские стульчики.

Естественно, Михаил стремится сделать свой бизнес рентабельным, снизив стоимость кресла со 150 рублей до 100 или даже до 50 за счет массового производства. А еще Редин мечтает о собственном магазине, торгующем самыми разнообразными товарами из картона: мебелью, сувенирами, игрушками — вариантов масса. Ну а следом по плану — продажа франшиз: кандидаты в партнеры уже есть — из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, из южных регионов страны.

— Вам нравится то, что вы делаете? — интересуемся напоследок.

— Мне не хотелось в рамках второго бизнес-проекта делать ничего пафосного. Хотелось скорее развлечения. И то, чем я сейчас занимаюсь, меня полностью устраивает, — смеется Михаил, уверенно откидываясь на спинку картонного кресла.

БСЭ разъясняет

Картон (франц. carton, от итал. cartone, от carta — бумага) — разновидность бумаги, которая отличается от нее большим количеством бумажной массы на единицу площади. Единой международной классификации, позволяющей провести четкую границу между бумагой и картоном, не существует. Например, в СССР картоном назывались бумажные материалы массой более 250 г/м², в ГДР — больше 150, в Польше — свыше 180 и т. д.

По назначению картон подразделяется на упаковочный, полиграфический, обувной, электроизоляционный, строительный и др. Упаковочный картон служит для производства ящиков и коробок, полиграфический — для изготовления книжных переплетов, строительный — для облицовки сухой гипсовой штукатурки, для обивки стен зданий и т. п.

Различают однослойный и многослойный картон. Слои последнего обычно вырабатывают из различной волокнистой массы: внутренние отливают из более дешевых композиций, наружные — из более прочного и дорогого волокна. Например, внутренние слои большинства видов коробочного картона отливают из белой древесной массы с небольшой примесью целлюлозы, из макулатуры или других дешевых волокнистых материалов, а наружные — из беленой или небеленой сульфатной целлюлозы.

Другой, до сих пор не освоенный в России сервис — одноразовые чемоданчики для посетителей выставок. Тем временем каждый год в ходе традиционной компьютерной выставки CtBIT, проходящей в Ганновере, тысячи посетителей разгуливают с такими коробками. Набиваешь до отказа, относишь на стойку сервисного центра и отправляешь самому себе по почте. Потом берешь новую коробку-чемоданчик и продолжаешь обход павильонов. Судя по всему, поставщик Deutsche Mesee, организатора этой выставки и десятков других, зарабатывает неплохие деньги. «Бизнес-журнал» с радостью дарит идею Михаилу Редину. — Прим. ред.

Автор: Алена Тулякова
Источник: Бизнес журнал