С франшизой или без? Достоинства и недостатки бизнеса по франшизе

Первый бизнес по франшизе появился в России в 1992 году. С тех пор количество бизнеса, открытого по франшизе, растет в геометрической прогрессии. Однако, до сих пор, многих волнует вопрос — открыть свой стартап по франшизе или без? Пристально рассмотрим такую идею бизнеса как — стартап по франшизе. А также достоинства и недостатки такого вида бизнеса.

Хороший предприниматель, начиная свой стартап, обязательно задумается — начинать с нуля или начинать по франшизе. И все больше людей склоняются ко второму варианту. У такого подхода есть множество достоинств. Однако, остается неразрешенным вопрос — а что это, собственно, такое — франшиза и какая франшиза лучше?

Современная схема продажи бизнеса по франшизе — пошла от владельца компании Макдональдс. Эта сеть самых известных ресторанов с фаст-фудом начала и продолжает распространяться по схеме франшиз и является самой дорогой франшизой в мире. В 60-70 годах в США, видя бурный рост сети Макдональдс, другие предприниматели начали внедрять франшизу и в свой бизнес. Тогда, франшизой обзавелись почти все отрасли и направления бизнеса. Такой бардак в предложениях неминуемо привел к краху рынка франшиз. И франчайзинг на долгие годы потерял свою популярность, незаслуженно встав в один ряд с мошенническими схемами. Только после прихода крупных предприятий в эту бизнес-технологию — авторитет франчайзинга вновь приобрел положительную окраску.

Структура и виды франчайзинга

Франчайзинг — возмездная передача лицензии на использование товарного знака, применение, обучение и помощь в ведении бизнеса. Продавец и правообладатель называется — франчайзер, а покупатель — франчайзи.

Выделяют следующие виды франчайзинга.

  • Деловой франчайзинг — право открытие своего дела в общей структуре франчайзера. Франчайзи имеет право использовать товарный знак франчайзера, его технологии, обучать персонал в родительской структуре при участии франчайзера. Типичные представители таких франшиз — сферы услуг, гостиничный бизнес, медицинские лаборатории, продажа косметики под общим брендом.
  • Производственный франчайзинг — право на производство товара франчайзера. Последний передает право на использование товарного знака, технологии, бизнес-процессы, нередко, он же является поставщиком сырья и дополнительного оборудования. Любое производство быть быть франчайзингом. Самый яркий представитель — производство газированных и прохладительных напитков PepsiCo.
  • Товарный франчайзинг — право продавать товар франчайзера. Наиболее распространенный вид франшиз. Франчайзи за то, что продает товары только определенной марки получает право использовать товарный знак и бренд франчайзера. Взамен предприниматель получает полный ассортимент к продаже, известное имя, бесплатную рекламу за счет франчайзера. 90% площадей всех больших торговых центров заняты известными брендовыми магазинами, которые работают по франшизе.

Также стоит отметить существующие виды франшиз. Прямая франшиза — франчайзер передает лицензию на использование к франчайзи. Мастер-франшиза — франчайзер передает франчайзи лицензию на использование и дальнейшую продажу франшиз. То есть, в последнем случае, франчайзи может продавать свои франшизы — таким образом регулировать рынок франчайзера и представлять его права.

Достоинства и недостатки бизнеса по франшизе

Малый и средний бизнес в России, к сожалению, до сих пор является малозащищенным и поддерживаемым со стороны государства. Так, по оценкам некоторых экспертов, за первые 5 лет ведения своего бизнеса в России разоряются более 85% всех предпринимателей, которые начинают свой бизнес нуля. Такой же показатель для бизнеса по франшизе не превышает 20%.

Это связано с тем, что по франшизе приобретается не только бренд, но и проверенная работоспособная схема. Более того, франчайзер помогает не только на старте бизнеса, но все последующее время — обучение персонала, поставка сырья, исследования рынка, эффективные маркетинговые схемы продвижения. Поскольку франчайзер заинтересован в эффективности и прибыльности своих франшиз. Также франчайзер гарантирует юридическую защиту бизнеса франчайзи.

Однако в этом есть главный недостаток. Предприниматель, открывая свой бизнес по франшизе, остается независимым с юридической и финансовой стороны, но, он обязан соблюдать многочисленные правила лицензии франшизы. Он не может самостоятельно принимать решения в ряде вопросов — рекламные акции, выбор товара и поставщиков, оперативное решение вопросов по качеству товара. Франчайзи находится в прямой зависимости от стабильности работы франчайзера и его сети франшиз. То есть, предприниматель играет роль управляющего менеджера, а не полноценного владельца бизнеса.

Поэтому при выборе — как начать свой стартап: по франшизе или без? — решающую роль играют многие факторы. Стоимость франшизы, опыт предпринимателя, известность бренда, спрос на локальном уровне. И многие другие факторы.

Специально для hobiz.ru

Читайте также: