Полезные почтовые серверы

Успешный бизнес невозможен без электронной почты, однако сотни компаний время от времени оказываются без связи. Причины нередко кроются в непродуманном выборе системными администраторами главной программы — почтового сервера. Могут ли топ-менеджеры проверить состояние дел в «почтовом департаменте»? Вполне!

Прежде всего, e–mail — это быстро. Даже не просто быстро, а молниеносно. Одно нажатие кнопки, не выходя из офиса, и через минуту ваше сообщение прочтет человек на другом конце планеты. Никаких конвертов, марок, синих ящиков, сонных почтальонов, недель ожидания и разочарований от потерянных писем. Увы, но придется отказаться и от такого романтического моциона, как касание языком слоя клея на ободке конверта перед его запечатыванием. Однако не одно это преимущество вколачивало гвозди в гроб обычной почты. Судите сами: вы можете получить доступ к своему ящику из любого города в любое время суток; вероятность потери письма при пересылке на порядок ниже; электронная корреспонденция означает отказ от вороха бумаг и надежный контроль коммуникаций; это значительно дешевле, удобнее и позволяет интегрироваться с другими информационными технологиями (например, базами данных и системами хранения). Представляете себе размеры конверта, содержащего 10 мегабайт текстовой информации?

И все-таки современные технологии не безгрешны. Знакомая картина: специалисты по продажам не выходят из курилки, секретари погрузились в пасьянсы, а маркетинг засел в чатах. Работа парализована, только сисадмины лихорадочно склонились над клавиатурами, пытаясь устранить причину хаоса: опять «упал» почтовый сервер.

Зависимость от электронной почты вызывает бурную критику, но не возвращаться же к традиционной, которую в английском теперь именуют «snail mail» — «улиточной»!

Статистика подтверждает беспрецедентное проникновение информационных технологий в нашу жизнь. По данным научно-исследовательского центра Radicati Group, сегодня в мире насчитывается полтора миллиарда пользователей e-mail и около восьми миллиардов почтовых ящиков. Получается, что с каждым пятым жителем Земли уже можно общаться по электронной почте.

Средний офисный работник ежедневно получает 133 электронных сообщения и тратит на работу с ними 41% рабочего времени. На этот канал приходится 90% всех внешних и внутренних коммуникаций, а в почтовых базах оседает примерно 75% всех корпоративных секретов.

Согласитесь, это достаточные основания поставить корпоративную электронную почту под контроль топ-менеджмента. Тем более что многие проблемы можно минимизировать, грамотно подойдя к выбору почтового сервера.

Три кита

Ежегодно в мире тратится более 17 млрд долларов на приобретение почтовых программ. Обилие предложений в состоянии смутить любого заказчика: сегодня насчитывается более тысячи разработчиков e-mail решений, а в крупнейшем российском интернет-магазине программного обеспечения Softkey в категории «Электронная почта» значится аж 233 предложения. Как найти золотую середину?

Условно почтовые серверы можно разделить на три группы. Во-первых, «тяжелые» индустриальные системы вроде Microsoft Exchange, Lotus Notes и Novell Groupwise. По сути, это и не «почтовики» в классическом понимании, а часть платформ для построения корпоративной ИТ-инфраструктуры. Очевидна и целевая аудитория таких продуктов — крупные корпоративные клиенты, хотя есть и версии, адаптированные для нужд небольших компаний (например, Microsoft Small Business Server).

Неоспоримое преимущество этой группы почтовых серверов — богатый (зачастую даже слишком) функционал и глубокая степень интеграции с остальными частями платформы. Но средний и малый бизнес обнаружит в таких продуктах больше недостатков: высокие стоимость и затраты на поддержку, избыточную функциональность, сложности в установке и управлении, необходимость найма высококвалифицированного персонала, чрезмерное внимание со стороны хакеров и вирусописателей, не говоря уже о привязке к конкретной платформе. Последнее особенно важно: «подсев» однажды на любой из этих продуктов, придется постоянно покупать все новые и новые компоненты. По не самым разумным ценам.

Вторая группа — бесплатные почтовые решения для операционных систем Linux/Unix, более известные под названием MTA (Mail Transfer Agent — Агенты для передачи почты). Самые известные здесь — sendmail, qmail, Postfix и Exim. Концептуально и функционально они являют собой полную противоположность первой группе: насколько индустриальные системы избыточны, настолько же MTA — скудны. Это классические «почтовики», в которых отсутствуют все лишние, но порой и весьма полезные возможности (например, средства групповой работы). Обычно это слабо документированные «конструкторы», как правило — без русского интерфейса. Да, они исключительно гибки и могут быть настроены на выполнение самых специфических задач. Однако MTA требуют очень высокой квалификации обслуживающего персонала и полностью зависят от своего хозяина — системного администратора. Вот почему последние питают к таким решениям особую любовь. «Колдовство» над MTA не только приносит им огромное профессиональное наслаждение, но и превращает работодателя в заложника. Именно на этой почве разгораются сотни конфликтов между владельцами бизнеса и сотрудниками отделов ИТ, которые пытаются предъявлять ультиматумы о повышении зарплаты. Наконец, существенный недостаток MTA — отсутствие технической поддержки и каких-либо гарантий стабильности работы со стороны разработчика.

Третья группа — коммерческие почтовые серверы, созданные специально для среднего и малого бизнеса. Наиболее популярными в России являются такие продукты, как Kerio MailServer, MDaemon, Merak и CommuniGate Pro. Здесь можно обнаружить ту самую золотую середину — пресловутый идеал в соотношении цены и качества. Главное отличие таких продуктов — разумные цены, достаточный функционал и простота (лучшие представители этой группы могут быть установлены даже непрофессионалом всего за полчаса). Да и экономия на совокупной стоимости владения (с учетом затрат на приобретение лицензий, сопутствующего программного и аппаратного обеспечения, на обслуживающий персонал и дополнительные услуги) может достигать 8–10 раз.

По данным портала Securitylab.ru, сегодня наибольшей популярностью в России пользуются почтовые решения класса MTA. Однако авторы исследования подчеркивают тенденцию к изменению ситуации: на фоне всеобщей легализации программного обеспечения происходит рост популярности решений для малого и среднего бизнеса при одновременном оттоке пользователей с платформы Microsoft Exchange. Рыночная доля MTA также будет снижаться, особенно в сегменте среднего и малого бизнеса. Эта тенденция объясняется взрослением рынка, ростом требований заказчиков к поддержке и функциональности, а также дефицитом квалифицированных ИТ-специалистов.

Очевидно, что средний и малый бизнес должен искать свой идеал именно в третьей группе продуктов. Но увы, универсального рецепта мы дать не сможем: выбор конкретного продукта зависит от ваших специфических требований, ресурсов и бизнес-задач. Впрочем, у нас есть возможность подсказать, на какие особенности «почтовиков» следует обращать повышенное внимание.

Семь заповедей

Автомобиль должен ездить, самолет — летать, а почтовый сервер — обеспечивать внутренние и внешние коммуникации по электронной почте. Минимум требований состоит в поддержке протоколов SMTP, IMAP4 и POP3. Это позволит серверу быть совместимым с общепринятыми технологиями передачи почты в Интернете и поддерживать самые распространенные методы ее доставки на рабочие станции.

Автомобиль должен не только ездить, но и не взрываться, самолет — не падать, а почтовый сервер — быть достаточно надежным и защищать от исходящих из Интернета угроз. Час простоя электронной почты может обернуться для компании значительными убытками. Вот почему следует обращать внимание на интегрированные функции ИТ-безопасности. Прежде всего — на наличие защиты от вирусов и спама. Практически все разработчики опционально предлагают приобрести встроенный антивирус. Например, MDaemon + Kaspersky (VisNetic), Merak + Avast!. Пользователи CommuniGate Pro могут выбрать между антивирусами Kaspersky, McAfee или Sophos. Дальше всех пошла компания Kerio: в Kerio MailServer можно включить сразу два антивируса одновременно — McAfee и один из семи дополнительных (в частности Symantec, NOD32, Kaspersky, AVG, eTrust, Sophos). Аргументация Kerio вполне логична: если один сплоховал, второй уж точно найдет и обезвредит вирус.

Для повышения эффективности бизнеса программа должна сочетать в себе почтовый сервер и сервер groupware, который обеспечивает достаточный функционал для коллективной работы. Среди самых необходимых функций — календари, задачи, списки рассылки, журналы, оповещения и адресные книги — как личного, так и общего доступа.

Обязательно обратите внимание на то, какие операционные системы и почтовые клиенты поддерживает ваш будущий «почтовик». И какой компьютер потребуется для организации почтовой службы. Это не мелочи. Один только факт, что программа совместима с обычной, а не серверной версией Windows, может сэкономить вам несколько тысяч долларов! Если же в компании уже используется типовая клиентская почтовая программа (например, Outlook) — обязательно проверьте совместимость с ней почтового сервера.

Узнай как заработать на кэшбеке в более чем 990 интернет-магазинах. Premium-подарок при регистрации!

Выбирайте наиболее простой в настройке и управлении продукт. Однако важно понимать: простота не тождественна ущербности. Между разработчиками идет серьезная конкурентная борьба, так что в части функциональности близкие решения более или менее равны.

Далеко не всегда есть возможность подключиться к почте с обычного компьютера. Но почти у каждого из нас сегодня под рукой карманный компьютер (КПК) или смартфон. Чем дальше, тем мощнее и удобнее они будут. Значит, самое время озаботиться тем, чтобы приобретаемый почтовый сервер позволял подключаться к электронной корреспонденции через мобильного помощника.

Цены и лицензионная политика — пожалуй, самый тонкий вопрос. При прочих равных условиях выбранный продукт может сильно разочаровать. Но важно, чтобы разочарование не произошло уже после покупки. Предварительно составьте список необходимых функций и запросите оценку стоимости по ним. К примеру, цена базового пакета MDaemon может сильно воодушевить. Но затем вдруг окажется, что отдельно нужно покупать коннектор для Outlook, антивирус, систему архивирования, анализа использования электронной почты и многое другое. А значит, в руках покупателя снова оказывается пресловутый конструктор. Вместо того чтобы «поставить и забыть», вам опять приходится думать и что-то докупать. Не в пример разумнее MDaemon поступают разработчики Merak и Kerio. Первый предлагает три готовых пакета с возможностью покупки отдельными модулями. Второй вообще избавляет заказчика от мук выбора и предоставляет лишь две опции — Kerio MailServer со всеми необходимыми функциями со встроенным антивирусом и без него.

По уровню цен для среднего и малого бизнеса с количеством рабочих станций до 100 Kerio и Communigate Pro делают лучшие предложения. Однако лишь в первом случае в стоимость входят и антивирус, и антиспам. Для Communigate Pro придется приобретать недостающие элементы, что увеличит вес готового решения на 20–30 долларов за каждую рабочую станцию.

Для компаний с двумя сотнями пользователей наиболее привлекательным в ценовом отношении оказывается Merak Mail Server, а в более крупных пакетах (250 рабочих станций и больше) стоимость всех продуктов практически уравнивается.

Золотая середина

Среди коммерческих почтовых серверов для среднего и малого бизнеса лидерство сегодня принадлежит Kerio MailServer, на пятки которой наступает MDaemon. Первая лидирует на всех вертикальных рынках, особенно в секторе розничной торговли, вторая берет верх в сегменте крупных организаций, где используется тысяча и более рабочих станций.

У MDaemon в России давняя репутация хорошего почтового сервера, но и Kerio MailServer нельзя назвать новичком: этот продукт может похвастаться гораздо более продуманным интерфейсом, простотой установки и управления, поддержкой широкого спектра мобильных устройств. А вот CommuniGate Pro традиционно популярен в сфере ИТ и телекоммуникаций благодаря ориентации на операторов широкополосного доступа и поддержке широкого спектра голосовых приложений. Обескураживает разве что малочисленность сторонников Merak, хотя этот почтовый сервер также заслуживает внимания среднего и малого бизнеса.

Кстати, в ходе исследования предпочтений заказчиков выяснилось: с точки зрения функциональности три упомянутых продукта получили практически одинаковые оценки. А значит, при выборе почтового сервера следует руководствоваться иными критериями.

Дело вкуса и приоритетов

Решение о приобретении почтового сервера — дело ответственное. И не только в части единовременных расходов. Если продукт не будет удовлетворять требованиям вашего бизнеса, переход на другой сервер потребует не только дополнительных средств, но и временной остановки электронных коммуникаций. Именно поэтому процесс выбора нового почтового сервера должен находиться под жестким контролем топ-менеджеров компании. Разумеется, системные администраторы будут делать все, чтобы минимизировать участие начальства и отстреливаться длинными очередями из непереводимых терминов. Не пугайтесь. Как мы постарались показать, разобраться в возможностях почтового сервера не трудно. К тому же лишь первые лица бизнеса точно знают, как должна работать электронная почта в компании и какими убытками грозят частые сбои.

Об авторе: Денис Зенкин — партнер маркетингового агентства Rosencrantz & Guildenstern
опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №5 от 11 Марта 2008 год