Необычные бизнес идеи для сезонного бизнеса

Сезонный бизнес — занятие непредсказуемое. Вернее, предсказуемо убыточное в несезон. Продавцы мороженого и владельцы горных курортов по всему миру ломают голову над тем, как заработать лишний доллар в межсезонье. Авторитетное американское издание The Wall Street Journal собрало несколько рецептов, которые позволяют «сезонным» бизнесменам выжить и преуспеть в периоды вынужденного простоя.

Во-первых, стоит аккуратно планировать доходы и всегда создавать некий резервный фонд, советует менеджер горного ресторанчика Shallow Shaft Мэтт Робердж. Во-вторых, ни в коем случае не стоит терять контакт с клиентом. Бобби и Джефф Григс, владельцы летней гостиницы Beach Butlers, зимой подыскивают новых клиентов и рассылают пригласительные открытки старым посетителям — в надежде, что те приедут к ним и следующим летом. Зима для них — самое время всерьез заняться маркетингом и продвижением своего заведения. В-третьих, нужно мыслить креативно. Магазин рождественских товаров Christmas Wonderland в штате Мичиган, например, работает круглый год и всегда находит, что предложить покупателю, — от свадебных сувениров до необычных подарков.

Наконец, страховые компании Соединенных Штатов начали предлагать новую услугу — страховку… от погоды. Ее предлагают, к примеру, компании WeatherBill.com и Horizon Weather Group. Так, горнолыжные курорты Вермонта могут заплатить 15 тысяч долларов — и получать компенсацию в пять тысяч за каждый день в разгар сезона, когда температура поднимается выше определенной точки. Впрочем, надеяться на такой источник доходов не стоит. А вот учиться на чужих идеях — не поздно никогда.

На любителях мастерить можно неплохо заработать. 44-летний житель Калифорнии Джим Ньютон нашел уникальную нишу для своего бизнеса. Оставив место преподавателя металлообработки в местном колледже, он разом потерял доступ в учебную мастерскую. Сначала Джим приуныл без аромата металлической стружки и трелей сверлильного станка, но вскоре сообразил, что он такой не один.

Бывший программист, преподаватель и изобретатель основал TechShop — коммерческую мастерскую-клуб. За 30 долларов в день, сотню в месяц или 1 200 долларов в год клиент получает доступ к любым станкам, механизмам, приборам, инструментам и программам. В TechShop есть все — от установок для обработки дерева до сложных утилит 3D-дизайна. Все оборудование — подержанное, Ньютон приобрел его у знакомых и через интернет-аукционы вроде eBay. Теперь клиенты Джима, изобретатели-самоучки, могут смело приниматься за конструирование и изготовление новинок. Ньютон, ярый приверженец своего дела, сам ведет некоторые курсы и работает в мастерской наравне со всеми. Впрочем, и о развитии бизнеса не забывает.

Стартовые инвестиции он нашел у бизнес-ангелов, которые вложили в TechShop более 300 тысяч долларов. Сегодня в мастерской шесть сотрудников и более 200 клиентов, причем их число увеличивается с каждым месяцем. По словам Ньютона, нынешняя мастерская вместит почти 500 посетителей одновременно. Тем не менее, бизнесмен не собирается останавливаться на достигнутом и уже подыскивает место для второй мастерской на западном побережье США. В планах Джима — создание полноценной сети TechShop. Свободные средства найдутся: по расчетам предпринимателя, одна мастерская окупается при годовом доходе в 500 тысяч долларов, а в 2007 году Ньютон планирует выручить более 750 тысяч.

При полном отсутствии конкуренции любитель поработать руками не забывает и о подводных камнях. «Безопасность — наша ахиллесова пята», — говорит бизнесмен. Что делать, если клиенту, скажем, отрежет палец? Приходится фокусироваться на технике безопасности и заключать специальные соглашения, чтобы посетитель знал: в цехе возможно все. Другая проблема — постоянно растущие ставки аренды помещения, тогда как членские взносы Ньютон принимает раз в год. В итоге все труднее планировать денежные потоки.

Тем не менее, в будущее Ньютон смотрит с оптимизмом. По его расчетам, рентабельность TechShop превысит 25%.

С пластиковой бутылкой — в XXI век? Французская компания Sidel, один из крупнейших мировых производителей упаковки для напитков, разработала NoBottle — ультрасовременную бутылку для питьевой воды. Перед дизайнерами компании стояла задача создания максимально емкой, легкой и экологичной упаковки. Ее вес (при объеме в 0,5 л) — всего 9,9 г (для сравнения: обычная бутылка весит 15–16 г), а стенки настолько тонки, что в Sidel разработку называют «кожей для воды».

Для изготовления NoBottle используется специальный сверхгибкий пластик, обладающий «памятью». Дизайнеры могут создать почти любую форму — и при какой угодно деформации бутылка вернет ее себе. Отсюда — удобство транспортировки, упаковки и переработки. Как отмечают в компании, рынок упаковки для воды увеличивается более чем на 5% ежегодно. Сегмент индивидуальной упаковки (до 0,75 л) растет еще стремительнее — и компания стремится обеспечить самое привлекательное предложение. Официальная презентация новинки состоится в октябре 2007 года в Германии, на выставке K Show.

Бизнес без сахара. Американец Том Авила не смог найти применения своим талантам в Procter & Gamble и Nestlе, основав в результате собственную компанию — Ventana Health. Вложив 3,25 млн долларов, позаимствованные у друзей и родственников, предприниматель придумал Zsweet, натуральный заменитель сахара. Zsweet не содержит ни одной калории, не обладает послевкусием и не причиняет никакого вреда зубам. Крупные компании продукт не заинтересовал, зато пришелся по вкусу потребителям и торговым сетям.

Сейчас в Ventana Health всего 11 сотрудников, а доход за 2006 год (Zsweet поступил в продажу в октябре) превысил 300 тысяч долларов. По расчетам специалистов, емкость рынка заменителей сахара в США достигает 950 млн долларов. Авила уверен в своем успехе и рассчитывает выручить более трех миллионов долларов уже в 2007 году. Его изобретение основано на эритритоле — так называемом сахаристом алкоголе, получаемом при брожении кукурузы. Он отлично подходит для диабетиков и страдающих лишним весом.

Успех к Zsweet пришел в тот момент, когда один из закупщиков крупной ритейловой сети Whole Foods Перри Абенанте прочел о новинке в отраслевой рассылке и решил связаться с производителем. «Обычно я так никогда не делаю», — говорит Абенанте. Zsweet прошел 60-дневный испытательный срок и затем поступил во все магазины сети Whole Foods. Как отмечает Абенанте, яркая оранжевая упаковка сразу привлекла покупателей. Авила спешит закрепить успех: в сентябре Ventana Health запускает новую линию сахарозаменителей под слоганом «Слаще, чем сахар». Тем не менее, стратегия роста у него специфическая: он намеренно игнорирует рынок заведений быстрого питания и кафе. Авила целится в премиальный сегмент и стремится создать респектабельный имидж Zsweet. Его сахарозаменитель позиционируется как продукт класса «премиум» — он на 30% дороже аналогов. Впрочем, о низком ценовом сегменте Ventana Health тоже задумывается, но концепция продвижения еще не сформирована. «Когда-нибудь мы охватим все сегменты», — уверен Авила.

Японцы заморозят насекомых. Корпорация Lion представила Varsan, новое слово на рынке инсектицидов, — аэрозоль, который насмерть замораживает тараканов, пауков, комаров и прочих недругов человечества. Смесь пропана и изопентана охлаждает воздух вокруг цели до минус 40 градусов по Цельсию. Радиус поражения — около одного метра. Как утверждает производитель, в отличие от других инсектицидов новинка абсолютно безопасна для людей и домашних животных. Единственный (но весьма существенный) недостаток аэрозоля — для достижения эффекта нужна определенная ловкость и обязательный визуальный контакт с целью. Varsan поставляется в двух вариантах — для летающих насекомых и для тех, что ползают по земле. Безопасный аэрозоль обойдется обеспокоенному экологией и собственным здоровьем покупателю в 700–1 000 иен (около шести-восьми долларов). Lion планирует вывести на рынки Японии и сопредельных государств целую линию подобных средств.

Обзор зарубежных СМИ и сообщений корпораций подготовил Аркадий Коновалов
Источник Бизнес Журнал