Специальные кабинки для курящих

Сначала миллионы курильщиков переместились на лестницы офисных центров, а затем их начали гнать на улицу. Однако порвать с пагубной привычкой они не спешат. Основатели компании «Эколайф» предлагают решить дело миром, поместив любителей табачного дыма в специальные кабинки.

Беседа тянется неторопливо, как сигаретный дым. Дело пошло бы быстрее, однако руководители компании «Эколайф» то и дело ныряют в кабинку, демонстрируя свою продукцию в деле. Помещение, в котором установлен этот агрегат из металлического профиля, невелико. Однако никакого запаха не чувствуется, хотя в пепельнице уже полегли шеренги сигарет. Разве что шумновато. «Это мы не установили здесь шумоизоляцию, — объясняет начальник отдела продаж Алексей Близнец. — А так они у нас довольно тихие».

Струйка дыма от сигареты Алексея уходит в вытяжку, а оттуда в вентиляционный шкаф, где проходит через пять фильтров и возвращается обратно. Как уверяют в компании, воздух удается полностью очистить от табачных примесей и аллергенов. Проверить это невозможно, остается только доверять собственному носу. Нос же уверяет, что коммерсанты не врут. Может быть, и так.

Смешно, но на Алексея Близнеца участие в этом проекте оказало самое положительное влияние. Теперь он курит гораздо меньше, чем прежде. А на подмосковном производстве «Эколайфа», по его словам, и подавно осталось лишь двое курильщиков. Остальные бросили. Говорят, слишком многое узнали о сути вещей. Например, участвуя в процессе утилизации, увидели, что происходит с фильтрами и накопителями курительных кабин после трех месяцев использования.

«Что такое табачный дым, знаете? — хитро улыбается гендиректор „Эколайфа“ Алексей Варламов. — Это более пяти тысяч химических соединений! А самое интересное, что до конца разложить его на составляющие не смог пока никто в мире». Впрочем, Варламов отлично понимает, что нас интересует его бизнес, а не лекция о вреде курения. Поэтому быстро переходит к делу и заявляет: миссия компании — не борьба с пороком, а попытка решить важную социальную задачу, сделав курение максимально политкорректным. Все как обычно. Стоит только возникнуть проблеме — тут же появляются люди, которые знают, как от нее избавиться. За определенные деньги.

Ребята табака

Коммерсанты и изобретатели — костяк команды «Эколайфа». Здесь честно признаются, что речь идет не об изобретательстве в чистом виде, а скорее об адаптации давно известных в Европе разработок. Так и появились курительные кабины российского производства.

Инженер Ольга Маслакова, автор идеи и основатель компании «Эколайф», вообще не курит. Как и другим некурящим, табачный дым всегда казался ей по меньшей мере недоразумением. Устав вдыхать яды во время деловых переговоров, Ольга решила найти технологичное решение проблемы. В Швеции с табачным дымом уже давно и успешно боролись с помощью курительных кабин. Значит, оставалось только сделать российский аналог и научиться его продавать.

Первый прототип курительной кабины появился у компании в 2005 году, но серийное производство развернули только в 2007-м. «Это лишь на первый взгляд маленькая беседочка, работающая по принципу „засосал и выплюнул“, — говорит Алексей Варламов. — На самом деле на то, чтобы довести разработку до ума, ушло больше двух лет». Финансировать проект взялась управляющая компания, название которой в «Эколайфе» не раскрывают. Зато управляет взлетом кабин на рынке Алексей Варламов. Он утверждает, что поначалу никаких грандиозных планов не было. Как и «глобальных» инвестиций. И все же Варламов явно скромничает: вложения в стартап составили около миллиона долларов.

Первые кабины передавали клиентам на условиях полевых испытаний: «Можете купить, если понравится». В большинстве случаев нравилось. Когда пришли деньги за десятую кабину, стало ясно: спрос есть. И особенно со стороны крупного бизнеса, которому надоело морозить эффективных и умных курильщиков на улице. От этого сотрудники часто болеют и приносят меньше денег.

Одними из первых покупателей кабин стали знаменитая Одинцовская кондитерская фабрика, строительные компании State Development и Mirax Group. Да и сегодня костяк клиентской базы формируют крупные офисные центры и производственные объединения. Но Варламову этого мало. Описывая целевую аудиторию, он непроизвольно совершает характерные пассы, как будто его руки скользят по граням пирамиды. Не нужно изучать язык жестов, чтобы догадаться: брать здесь намерены всех.

Присоединение России к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака, случившееся в апреле, стало для компании приятным сюрпризом. Еще бы! Ведь в соответствии с этим документом в течение ближайших лет курение в общественных местах будет решительно ограничиваться. Нельзя будет курить в общественном транспорте, на рабочих местах, в занимаемых органами власти помещениях — нигде, кроме как в специально отведенных для этого местах. В компании надеются, что таким местом должна стать именно курительная кабина. Одобрение от МЧС есть, патент получен. Остается продавать и продавать. Тем более что других российских поставщиков на рынке подобного оборудования пока не просматривается.

На самом деле обустраивать «специально отведенные места» для курения российские предприятия обязали еще в 2001-м. «Организованное в соответствии с ГОСТом место для курения — это ящик с песком, огнетушитель, столик и скамейки», — издевается Алексей Варламов. Песок на предприятиях пока редкий гость. А вот пластиковые стаканчики с окурками и водой напополам, украшающие лестничные площадки, — привычное явление. И если в помещениях бывших НИИ, переделанных в «бизнес-центры», такое выглядит едва ли не органично, то в офисных комплексах класса А и А+ это уж как-то совсем не комильфо. Пока кассу «Эколайфу» формируют девелоперы и управляющие компании, заведующие приличными офисными центрами. А вот подавляющее большинство компаний попроще тратиться на кабины не спешит.

В стремлении подобраться к новым клиентам Варламов намерен протолкнуть свои установки прежде всего в «присутственные» места — чтобы чиновники подавали пример. Устройства компании уже инсталлированы в администрации президента Казахстана, в здании Управления делами президента в Москве и в помещении Ростехнадзора. Результатов пока нет, но такие дела быстро и не делаются.

Вдвоем не интересно

Создавать свой рынок «Эколайф» начинал все же не с круглого нуля. Крупных российских производителей курительных кабин на рынке пока нет, зато имеется немало предложений от зарубежных компаний — в основном шведских и голландских. И «выкурить» их будет непросто.

В Европе первые курительные кабины появились еще в середине 80-х, и сейчас обороты ведущих производителей достигают полутора миллионов долларов в месяц. Да и на российском рынке иностранцы все более активны. Что может противопоставить им «Эколайф»? Прежде всего принципиально иную систему продаж. Если зарубежные компании, как правило, не обеспечивают сервисного обслуживания в силу естественной удаленности от клиентов, то «Эколайф» делает акцент как раз на сервисе. «Мы не продаем кабины, как конструктор „Сделай сам“: вот тебе два шкафа и инструкция, как их собрать», — говорит Варламов и обещает заказчикам после установки кабин два-три раза в год проводить сервисное обслуживание, предполагающее смену фильтров и очистку резервуара для окурков (их там помещается в среднем около 10 тысяч). Впрочем, никакого альтруизма. Один сеанс обслуживания обходится клиенту в 14 тысяч рублей.

Другой фронт в противостоянии «Эколайфа» иностранным конкурентам — борьба за снижение себестоимости, что должно позволить играть на розничных ценах. Собирают кабины на производстве в подмосковной Апрелевке, 70% компонентов — отечественные, так что возможность сокращать затраты и правда есть. Продажа одной маленькой кабины на двух-трех курильщиков приносит компании 240 тысяч рублей. Аналогичная резервация для 10—12 пожирателей дыма стоит 350 тысяч.

В «Эколайфе» очень гордятся готовностью экспериментировать с внешним видом и конструкцией кабин. Тем более что в компании быстро выяснили: попытки продавать «жесткий» продукт с определенными размерными характеристиками и набором опций — дохлый номер. Покупатель так или иначе будет стараться «обтесать» кабину, особенно «коммерческий» клиент, на которого сейчас приходится до 70% продаж. Одним нужно, чтобы «шкаф» с фильтрами не бросался в глаза. Другим подавай гламур в виде розовой кабины. А кто-то просто хочет много и безнаказанно курить, не вставая при этом с кресла. В конце концов, курение — это единственное нелогичное действие, которое может себе позволить в течение рабочего дня иной управленец высшего звена.

Недавно в «Эколайф» обратился один из руководителей крупной строительной компании, в кабинете которого площадью 33 квадратных метра ежедневно выкуривается (не без участия посетителей) не меньше четырех пачек сигарет. Это была полноценная курилка, в которой не упал бы ни один топор. «Первым делом я предложил заказчику установить кабину в углу кабинета, — рассказывает Варламов. — Но на это клиент ответил: это что же, я каждый раз буду отрываться от компьютера, идти в кабину, а потом возвращаться?» Решение оказалось простым. Один воздухоприемник встроили в потолок над столом руководителя, второй — над столом для переговоров. И оба «замкнули» на один вентиляционный шкаф. Получилась та же самая кабина, только в границах кабинета.

Но это уже особый случай. На самом деле линейка «Эколайфа» состоит из нескольких вариантов, а 80% продаж приходится на кабины серии «Стандарт» на трех-четырех человек. А вот вариант мини-кабинки для двоих, как оказалось, пора снимать с производства: спроса нет вовсе. Теперь в «Эколайфе» пестуют максимально гибкую конструкцию кабины, которая позволяла бы встраивать ее в любые технологические проемы и ниши, свободно варьируя размеры; концепт обещают представить уже осенью этого года.

Кабина времени

В столице бизнес «Эколайфа» растет более или менее приличными темпами, но в регионах колеса вязнут. Варламов признает, что работать на местах очень непросто: «Наши дилеры нередко звонят и задают вопрос: что делать, если наше предложение опережает рынок на пару лет?» Всего «Эколайф» продал 115 кабин, включая дилерские продажи в 15 регионах. И 60% продаж приходится на Москву.

О ситуации с продажами легко судить по производственным мощностям компании, которые способны выдать на-гора не более 30 единиц продукции в месяц. Но уже в 2009 году руководители «Эколайфа» намерены довести объемы сбыта до тысячи кабин в год.

Откуда такая уверенность? Одновременно с попытками расшевелить регионы компания решительно рвется на рынки Прибалтики, Казахстана и Украины. В Эстонии уже открыли второе производство: проще собирать кабины на месте. Кроме того, компания рассчитывает привлечь новые группы клиентов. Для этого задуманы новаторские форматы — уличный вариант (из материалов, которые не размокают) и курительные столы для заведений общепита (система фильтрации будет встраиваться прямо в поверхность стола).

И все же куда более реальные перспективы открываются в сегменте торговых центров. Первый прецедент состоялся в Риге: теперь посетители одного из тамошних ТРЦ курят в кабине даже вонючие сигары. И ничего — окружающие не возражают.

В своих фантазиях авторы проекта, как и полагается увлеченным предпринимателям, рисуют сказочные картины. Кабины должны покрыть все жизненное пространство и попадаться на глаза так же часто, как раньше — телефонные будки. Особенно уместны они на вокзалах и в аэропортах. Однако правда жизни довольно зла. Альтернатива курительным комнатам, в которых на одном квадратном метре дымит два человека, необходима. Но пассажиропотоки на любом вокзале настолько велики, что потребуется устанавливать десятки кабин. А это слишком серьезные траты для бюджетов аэровокзалов и железнодорожных станций.

И все же восемь региональных аэропортов, а также питерское Пулково такими кабинами уже обзавелись. Только в столице дело не ладится. «У московских аэропортов слишком сложная организационная структура: решение принимает много человек на разных уровнях, и все погрязает в разговорах», — жалуется Алексей Варламов.

Зато крупным табачным компаниям продукция российского производителя очень нравится. Люди из British American Tobacco уже договорились с «Эколайфом» о размещении на кабинах своего логотипа. Да и «Донской табак» также не прочь напоминать надписями на курительных кабинах о своих сигаретах. Правда, эту компанию интересуют не бизнес-центры, а курилки на производственных предприятиях, где проще обнаружить целевую аудиторию.

Задний ход

«Акционеры сами нас подталкивают и постоянно спрашивают, не нужно ли нам еще денег на развитие. Но необходимости в этом нет — сами справляемся. Да и вообще, взять деньги намного легче, чем потом правильно их вернуть», — рисуется гендиректор «Эколайфа». Впрочем, он прав. Для начала стоит дождаться хотя бы того момента, когда клиенты перестанут предпринимать попытки вернуть приобретенные кабины обратно. А такое тоже случается.

— Недавно позвонили из бизнес-центра, говорят: приезжайте и забирайте свои кабины, они воняют! — продолжает Варламов. — Мы разнервничались, приехали… Нюхаем — и правда вонь стоит. Выяснилось: сотрудники наслаждались утренним кофе с сигаретой и выливали кофейную гущу в пепельницу. В итоге активированный уголь, являющийся одним из абсорбентов, вступал в реакцию с влагой, что и порождало зловоние. И это не единственный подобный случай. Например, сотрудников некоторых предприятий не так легко загнать внутрь кабины — они предпочитают стоять рядом и элегантно выдыхать в ее сторону дым, полагаясь на силу своих легких. А в результате — табачный смог в коридорах.

И все-таки есть основания полагать, что аудитория компании будет лишь нарастать. По статистике, за последние десять лет число курильщиков в России увеличилось в два раза. А дефицит рабочей силы все острее. Значит, работодателям придется раскошеливаться, чтобы создавать нормальные условия для курильщиков. Рестораторам же и торговцам вообще деваться некуда. Если покупатель через полчаса пребывания в супермаркете начинает рваться на улицу, прекращая шопинг, экономия на местах для курения начинает выглядеть совсем уж глупой. Так что вряд ли дело «Эколайфа» — табак.

Вера Колерова , опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №10 от 20 Мая 2008 года.
Сайт производителя: www.ekolife.info