Бизнес на здоровье нации

Популярным мнением среди дилетантов является представление о торговле как о переходной к производству форме бизнеса. Между тем, это не совсем так. Действительно, в России большинство предпринимателей начинали свое дело с розничной торговлей товарами первой необходимости. Однако лишь часть из них, накопив первоначальный капитал, ушла со временем в производственную сферу. Другие продолжили развивать свою фирму как торговую, расширяя ассортимент, создавая сеть или уходя в оптовую торговлю.

Особняком в ряду торговых фирм стоят организации и предприниматели, занимающиеся поставками специализированного оборудования. Разумеется оснащение крупного промышленного предприятия основными средствами автоматизации труда, скорее всего, малому предприятию не под силу. Однако многие торговые фирмы специализируются на оборудовании и расходных материалах для промышленных лабораторий, а также медицинской техники для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Эта, сравнительно небольшая часть предпринимателей, ведущих торгово-закупочную деятельность интересна нам еще и тем, что они наиболее часто сталкиваются с тендерами на поставку медицинского оборудования. А ведь обеспечение доступа малых предприятий к выполнению государственного и муниципального заказа считается одним из основных методов поддержки малого бизнеса.

Правда приходится признать, что региональные и местные власти по большей части не доверяют «чужим» малым предприятиям, так что при проведении конкурса контроль над законностью его проведения дело рук самих предпринимателей, решившихся на такое испытание.

Хотя сваливать все неудачи предпринимателей на конкурсах на «пуленепробиваемость» чиновничьих барьеров не совсем честно, пока начинающий бизнесмен не предпринял все меры, чтобы стать наиболее конкурентоспособным. Когда речь идет о медицинской и лабораторной технике, а также расходных материалах для нее, это означает войти в дилерскую сеть какого-либо производителя.

Рынок медицинской техники относится к наиболее жестко организованным. Оборудование в основном сегодня продает не завод изготовитель, а дилер или региональный представитель. Он предлагает технику и расходные материалы по цене изготовителя и осуществляет обслуживание оборудования. Ему передается гарантия завода изготовителя и соответствующие полномочия.

Информацию об уже имеющихся дилерах того или иного предприятия можно легко найти в глобальной сети. Но далеко не с каждым представителем малого бизнеса будет заключен дилерский договор. Специалисты компании придирчиво изучают информацию о Вашем уровне профессиональной подготовки и образовании сотрудников Вашей фирмы. Особые требования предъявляются к специальным техническим, а также медицинским знаниям, необходимым для понимания специфических качеств их продукции.

Собственно говоря, именно эти знания пригодятся Вам или Вашим сотрудникам для успешного общения с потенциальным покупателем оборудования или конкурсной комиссии, которые как раз являются специалистами в сфере применения предлагаемого медицинского аппарата. Если уровень подготовки удовлетворяет компанию производителя, то в дальнейшем продолжительность деловых отношений с дилером зависит от объемов продаж, которые не должны опускаться ниже определенного показателя.

Также крупные компании, производящие медтехнику придают при выборе эксклюзивных представителей значение и территориальному расположению фирмы. Обычно их, в силу специфики продукции не интересуют предприниматели, базирующиеся в городах с менее чем миллионным населением. При этом будущий дилер должен будет «накрывать» своими деловыми связями всю прилегающую территорию.

Что является определяющим для построения удачного бизнеса на поставках медицинской техники и лабораторного оборудования? Генеральный директор ООО «День» из Великого Новгорода Елена Найдович так отвечает на этот вопрос: «В первую очередь необходимо умение продать не обманув.

Обретению этого умения способствуют и специальные технические, медицинские знания, и опыт продаж». Начинающему свое дело в сфере поставок медицинских товаров вряд ли удаться с самого начала получить какой-либо крупный контракт. «Вхождение» в этот бизнес можно осуществить, занимаясь, некоторое время, расходными материалами для медицинской и лабораторной техники.

Так можно практически познакомиться рынком, особенностями предлагаемого оборудования, завести необходимые знакомства в этой среде, получить информацию об оснащенности находящихся в зоне Ваших интересов медицинских учреждений. Кроме того, значительную часть расходных материалов имеют право закупать вне конкурса сами представители больниц.

На поставку же крупных партий медицинского оборудования региональными комитетами здравоохранения ежегодно объявляются конкурсы. Успешное участие в таких тендерах, безусловно, является залогом успешной деятельности рассматриваемого нами вида торговых фирм. При этом нужно понимать, что участие в государственном заказе требует от предприятия усилий и действий в долгосрочной перспективе, выработке соответствующей стратегии.

Эпизодическое участие в государственных закупках редко приносит успех. Соответственно, первый вопрос, который необходимо решить при реализации стратегии участия в государственном заказе, это подготовка собственных специалистов или обращение к помощи грамотных и опытных консультантов.

Конкурсные закупки медицинской техники формально не отличаются от других подобных мероприятий, проводимых органами власти. Примерный алгоритм действий для предприятия, намеренного в одиночку или в составе консорциума, принять участие в конкурсе на исполнение практически любого государственного или муниципального заказа един.

При получении информации о том, что какой-то государственный или муниципальный заказчик проводит открытый конкурс на размещение заказа нужно незамедлительно обратиться к организатору конкурса и получить конкурсную документацию — самый главный документ, определяющий порядок проведения конкурса.

Изучая полученные документы, в первую очередь следует обратить внимание на перечень поставляемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), и требования к ним. Именно на этом этапе становится понятно, сможете ли вы выполнить этот заказ.

Далее следует изучить требования к квалификации и опыту работы, которые предъявляются организатором конкурса. В большинстве случаев, если поставщик не удовлетворяет этим требованиям, его предложение не рассматривается и получить государственный (муниципальный) заказ он не сможет.

После этого следует определить перечень документов, которые требует организатор конкурса в составе предложения (конкурсной заявки). Здесь могут потребоваться копии устава, балансов за несколько лет, лицензий, справки из налоговой инспекции, другие документы. На сбор этих документов уходит много времени, их непредставление или ошибки в этих документах могут служить основанием для отклонения конкурсной заявки.

Один из самых сложных вопросов — банковская гарантия. Как правило, организаторы конкурса в качестве гарантий серьезности намерений поставщика требуют от него предоставления банковской гарантии на сумму до 3% от предполагаемой цены государственного (муниципального) контракта. Получение этой гарантии обычно связано с затратами времени и средств, а непредставление банковской гарантии ведет к немедленному отклонению конкурсной заявки поставщика.

Для получения разъяснений условий конкурса и разрешения спорных вопросов существует только один легальный механизм — разъяснение конкурсной документации. Если поставщику что-то непонятно в условиях конкурса (изложенных в конкурсной документации), или он с чем-то не согласен, нужно в письменной форме обратиться к организатору конкурса и попросить соответствующих разъяснений условий конкурса. Чем раньше будет сделано такое обращение, тем лучше. Организатор конкурса обязан отвечать на такие вопросы также в письменной форме.

Следует очень ответственно отнестись к формированию коммерческого предложения, в частности определения цены. Нужно помнить о том, что конкурс приводит к увеличению конкуренции между поставщиками, поэтому цены и другие важные условия контрактов обычно бывают ниже среднерыночных (считается, что правильно проведенные конкурсы позволяют снизить цену на 5-15%). И также нужно помнить, что после подачи конкурсной заявки у поставщика нет никаких законных возможностей по изменению своей цены и других условий конкурсной заявки.

После получения конкурсных заявок организатор конкурса обеспечивает публичное оглашение основных показателей каждой конкурсной заявки (наименование и адрес поставщика, предмет и цена заявки). На этом процедуре могут присутствовать представители поставщиков. И очень важно, чтобы представитель вашего предприятия также присутствовал на этой процедуре и вел записи по предложениям других поставщиков.

Этап оценки и сопоставления конкурсных заявок обычно закрыт для поставщиков: поставщики не могут участвовать в этом процессе или оказывать давление на его ход. Тем не менее, о результатах этого процесса они могут узнать, направив письменный запрос организатору конкурса.

Если вам по результатам конкурса присудили государственный контракт, будьте готовы к ведению переговоров, уточняющих его условия. Помните, что организатор конкурса не может просить или требовать изменения первоначально установленных цен и прочих условий. Если же ваша заявка была отклонена, но Вы знаете о нарушениях в ходе процедуры конкурса или уверены в предвзятом отношении к вам, вы можете обжаловать действия организатора конкурса.

Возможные каналы обжалования включают направление жалоб выше по инстанции, жалобы в контрольно-координирующие органы, жалобы в антимонопольные органы, а также обжалование результатов конкурса через арбитражный суд.

Теперь несколько слов о тех нюансах, которые относятся к конкурсам исключительно на поставки медицинского и лабораторного оборудования, а также расходных материалов к ним. Так, например, требования к технике, которую планируют закупить, могут быть составлены таким образом, что под них подходит продукция только одного производителя. Таким образом, программируется будущая победа дилера определенной фирмы.

Другой пример, рассматривая возможность участия в конкурсе на поставку расходных материалов, в качестве которых для лабораторных аппаратов-анализаторов выступают специальные биокультуры и реактивы, а также сыворотки, необходимо обратить внимание на оговоренные в конкурсной документации сроки поставки продукции с момента предоставления заявки.

Дело в том, что на конкурс могут быть выставлены более сотни наименований необходимых для медицинской лаборатории сывороток, некоторые из которых могут не понадобиться вовсе. Многие из наименований продукции готовятся «под заказ» или имеют очень ограниченный срок хранения. Хранить такое количество реактивов про запас сложно для малого предприятия.

Поэтому можно сказать, что выставляя условия, что в на момент поставки должно пройти менее половины срока реализации препарата, или устанавливая разрыв лишь в несколько дней между подачей заявки и фактической поставкой, организаторы конкурса фактически отсекают малые предприятия от участия в нем.

К другим, более общим видам трудностей, которые испытывают малые предприниматели во время организации конкурсных закупок продукции для государственных нужд, касающихся не только медтехники, можно отнести: низкую доступность информации о закупках или их условиях, высокие, зачастую завышенные, требования к квалификации участников конкурса, отсутствие преференциальных механизмов для поставщиков — субъектов малого предпринимательства или неясные механизмы реализации этих преференций, большой объем контракта или его частей, превышающий возможности малого предпринимательства по его поставке, сложность объекта закупки, не позволяющая субъектам малого бизнеса выполнить контракт в полном объеме.

Другой проблемой, мешающей успешному размещению и выполнению региональных и муниципальных заказов небольшими фирмами, является дефицит бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований. Дефицит бюджетов приводит к неоплате выполненных заказов на поставку товаров, работ и услуг и ставит предприятия-поставщики в крайне сложное положение.

Некоторые провинциальные чиновники старой советской формации, демонстрируя свое пренебрежительное отношение к представителям малого бизнеса, нередко называют их «торгашами». Однако, при ближайшем рассмотрении, даже торговля, как таковая, является таким видом предпринимательства, который организован много сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Построение успешной торговой организации, даже простейшего ларька на улице, предполагает постоянное изучение рынка, мониторинг спроса и предложения, контроль над качеством товара, повышения знаний своих и персонала о его особенностях. Что уж говорить о торговом предприятии, специализирующемся на поставках сложной медицинской техники.

Видится, что развитие, стимулирование со стороны государства, такого «солидного» сегмента торговли может возыметь положительное действие и на имидж предпринимательства в глазах населения. Известно, что медицинское оборудование, в особенности в провинциальных городах России, находится сегодня в крайне изношенном состоянии. И предприниматель, на основе честного конкурса по реальным ценам и в срок осуществляющий поставку новой медтехники, вызовет положительное отношение даже наиболее скептически настроенных посетителей медучреждения – пенсионеров.

Источник: www.business-magazine.ru
Автор: Алексей Громский
Опубликовано 8 декабря 2005 года