Бизнес на искусстве: открываем галерею

Авторитетные российские галеристы уверяют, что цены на предметы искусства уверенно растут.

И если 10–12 лет назад отечественные творцы прекрасного продавали свои работы по 160–200 $, то сегодня стоимость их работ составляет не менее 3–5 тысяч долларов.

Спрос на картины и фото «серьезных» художников растет по нескольким причинам:во-первых, это не только способ хранения денег, но и приумножения частного капитала;во-вторых, инвестиции в искусство на протяжении последних 5–7 лет демонстрируют тенденцию завидного постоянства роста в 20–30%;в-третьих, чуть менее половины покупателей отечественных шедевров — иностранцы из стран ЕС, налоговый кодекс которых предусматривает льготы для лиц, формирующих культурное наследие государства.

Эффективность инвестиций в прекрасное

С точки зрения коммерческой привлекательности инвестирования в рамках критерия годовой доходности, то самые обобщенные показатели говорят о среднем доходе в 12%-17% каждого инвестора. А вот пиковые показатели более вдохновляющие — от 300% доходности в год и более. Впечатляет, не правда ли? Конечно, такие показатели достигаются исключительно благодаря четкому попаданию в цель-тоесть грамотному выбору произведений искусства для продажи (или перепродажи).

С чего начать галерейный бизнес

Для открытия собственной галереи достаточно иметь стартовый капитал в 3000 $. В первую очередь, столь скромная цифра оправдана модой на эпатажные локации галерей — богемное открытие наверняка станет успешным мероприятием, если пройдет в обшарпанной комнате с «художественным беспорядком» всего вокруг. Конечно, отремонтированное помещение в сердце города приветствуется, но в таком случае, только на аренду уйдет не менее 10–15 тысяч долларов.

Что касается творческих поставщиков, то их на рынке в избытке — как и корифеев своего дела, так и тех, кто на волне пиковой моды на творческую реализацию открыл в себе различного рода таланты. Каждая галерея выбирает свою концепцию работы с наполнителями коллекций:кто-тоработает исключительно с десятком-другимтоповых мастеров,кто-то же охватывает полсотни молодых художников, работающих в нестандартных техниках. В любом случае придется определиться — совместить полотна признанного художника и открытки ручной работы в одной галере будет как минимум нецелесообразно.

Раскрутка и продвижение удожественной галереи

Спектр механизмом рекламы и привлечения внимания к бизнесу широк: тематические вставки,арт-перфомансы, аукционыи т. д.Стоить взять на заметку, что отечественные СМИ всегда с радостью «подхватывают» инициативы галерей написанием материалов и съемками сюжетов, после выхода которых обязательно наблюдается наплыв посетителей.

Галерейный бизнес в деталях

Уровень конкуренции: низкий

Начальные инвестиции: от 3000 $ до 200 000 $

Срок окупаемости: 1–4 года

Среднестатистическая целевая аудитория клиентов: интеллигентные люди в возрасте 40–50 лет, а также особо состоятельные люди;

Годовой объем мирового рынка произведений искусства: около 80 миллиардов долларов.

Особенности: галерейного бизнеса

— Нет необходимости вкладывать деньги в товар (художник либо арендует в галерею площадь, занимаемую его работами, либо отдает ее на продажу на оговоренных паях);

— Непрогнозируемость реализации, отсутствие четких предпосылок к изменению в конъюнктуре рынка;

— Большой теневой оборот произведений искусства в нашей стране;

— Творческая необязательность поставщиков (художников) — специфическая ментальная особенность.

— Возможность получения дополнительного дохода (не от продаж предметов искусства): организация выставок,мастер-классови пр., подразумевающих приобретение билетов для посещения.

Ценовая политика

С распадом СССР за произведениями искусства закрепился ярлык малоликвидных товаров, но уже к концу90-хгодов ситуация кардинально изменилась — цены на картины и скульптуры подскочили в несколько раз. К сегодняшнему дню художественные салоны и галереи практикуют накрутку в 50%-100% от авторской цены. Тем не менее, люфт для возможности поторговаться галерейщики оставляют всегда — они очень заинтересованы в «движении» товара, поэтому не могут позволить себе упускать клиентаиз-занекритичных сумм.

Топ продаж
  1. Масляная живопись любых стилистик и направлений

  2. Плоды прикладного искусства: изделия из керамики, стекла, метала, кожи и пр.

  3. Акварель

  4. Графика

  5. Фотографии

Хуже всего идут продажи скульптуры. Главная причина заключается в том, что скульптура, в отличие от пятерки лидеров продаж, обязывает любой интерьер (как минимум за счет своего объема), заставляя изменять помещение под предмет искусства, не наоборот.

Самое главное

Бизнес на искусстве строится отнюдь не на капитале и обороте. Самая впечатляющая выставочная площадь и широкая рекламная кампания не поспособствует развитию дела, если вы не заслужите определенную репутацию. Именно репутация, как среди художников и мастеров, так и среди коллекционеров и состоятельных людей, обеспечивает галеристу стабильный рост дохода, лучшееарт-наполнениеи истинное удовольствие, получаемого от процесса работы.

Специально для ХОБИЗ.RU