Бизнес план предприятия по доставке воды

В настоящее время доставка питьевой воды клиентам переживает своеобразный «бум», и, по мнению экспертов, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Так что перед инвесторами открываются весьма заманчивые перспективы. Ведь с течением времени экологическая ситуация не улучшается, а постепенный рост доходов населения дает возможность платить за очищенную воду. Если человек уже перешел на привозную питьевую воду, ощутил ее качество и чистоту, то отказаться от данного продукта его могут заставить только экстраординарные события.


Рост интереса жителей крупных городов к экологически чистой питьевой воде находит быстрый и адекватный отклик у ее производителей. Питьевая вода — своеобразное «горючее» в руках поставщиков, обеспечивающих корпоративных и частных клиентов. Для сравнения: литр 95-го бензина на московских заправках стоит сейчас приблизительно 37 центов, литр бутилированной воды — от 32 до 42 центов. А ведь наладить выпуск и доставку питьевой воды неизмеримо легче, чем производство и продажу бензина.


Примерные нормы потребления бутилированной воды в офисе — 0,5 л на человека в день, или около 10 л в месяц. То есть снабжение обычной питьевой водой только одного среднего офиса с 50 сотрудниками может приносить компании ежегодную выручку от 1900 до 2500 долл. И это без учета поступлений от аренды клиентами оборудования для потребления воды.


На сегодняшний день стабильными заказчиками воды в Москве являются около 30 000 компаний и частных лиц. Эксперты оценивают емкость только столичного рынка примерно в 60 млн. л бутилированной воды в год. Cейчас питьевая и минеральная вода — самый быстрорастущий рынок среди FMCG (fast moving consumer goods, быстро оборачиваемые потребительские товары): ежегодно он увеличивается примерно на 30–40%. По оценке EBWA, в 2002 г. объем рынка по доставке воды в офисы в Европе вырос на 30%, в России же — на 45%. При этом на долю нашей страны пришлось примерно 8% европейского рынка.


Сейчас доставкой питьевой воды в офисы и квартиры москвичей занимаются около 30 фирм. Большинство из них использует обычную водопроводную воду. Ее очищают при помощи сложной системы фильтров, разливают по бутылям, а затем развозят заказчикам. Среди крупнейших участников рынка — «большая четверка» компаний: «Чистая вода», «Святой источник», «Королевская вода» и ТК «Дом воды 2000». Первые две принадлежат швейцарской корпорации Nestle. Эксперты оценили сумму сделки по приобретению компании «Чистая вода» в феврале 2003 г. в 40 млн. долл. и назвали ее одной из самых крупных в Европе за последнее время. По мнению специалистов, Nestle платила не столько за активы и марку «Чистой Воды», сколько за возможность получить контроль над самым перспективным сегментом рынка. В настоящее время на долю «большой четверки» приходится приблизительно 70% московского рынка, емкость которого оценивается в 35–40 млн. долл. Впрочем, состояние и тенденции развития данного сектора бизнеса таковы, что рыночная ниша для компании–новичка найдется всегда.


Старт бизнеса
Итак, вы решили делать деньги «из воды». Прежде всего необходимо определиться, будет ли ваша компания заниматься полным циклом: от добычи воды из скважины до ее поставки клиентам. Или же вы ограничитесь лишь доставкой «чужой» воды конечным потребителям. Первый вариант по понятным причинам потребует более серьезных капиталовложений в оборудование для водоподготовки и розлива. А значит, их быстрая окупаемость будет зависеть от емкости рынка потенциальных клиентов. Этим пока что могут похвастаться только Москва и Петербург. В других российских городах инвесторам на первых порах стоит ориентироваться на розничные продажи, и только спустя какое-то время, необходимое для массового узнавания товарного знака, можно попробовать начать бизнес по доставке бутилированной воды в офисы и квартиры.


Поиск источника
Полный цикл бизнеса начинается с поиска источника воды. Это могут быть как природные источники (скважины, вода рек, озер), так и городской водопровод. Практика показывает, что чаще выбирается скважина. Информацию о компаниях, проводящих бурение таких скважин, можно найти на специализированном сайте www.stroylist.ru. Для того чтобы пробурить артезианскую скважину, необходимо на специализированном предприятии заказать проект на скважину, согласовать его в РЦГСЭН и «Геоцентре-Москва», получить разрешение на бурение и лицензию на эксплуатацию.


Сейчас стоимость бурения скважины в Подмосковье такова: скважина «на песок», т.е. до водосодержащего слоя, находящегося в песке, — от 950 руб./м. После бурения песочной скважины делается «обсадка» отверстия стальной колонной диаметром 120–130 мм. Срочное бурение скважины «на известняк» обойдется в 1750 руб./м. Если отложить бурение на 3–4 месяца, то стоимость работ составит около 1200 руб./м. После бурения скважину обсаживают стальной колонной диаметром от 127 до 168 мм. Напорные водонасыщенные горизонты известняка залегают в Подмосковье на глубине от 20 до 100 м на юге области и от 50 до 200 м на севере, северо-западе и северо-востоке.


Следующий этап — анализ воды. скажем в Москве, такой анализ может быть проведен в отделе санитарной очистки городов и утилизации отходов Академии коммунального хозяйства им. Памфилова (115487, Нагатинский 2-й пр., 6Б; тел.: (095)111–1373). Здесь есть специальная лаборатория, которая проверяет состав воды почти по 30 различным характеристикам. Такой анализ обойдется приблизительно в 50–60 долл. По его результатам выдается заключение, которое поможет в выборе оборудования для водоподготовки.


Подбор оборудования
Над устьем скважины устанавливаются металлический колодец (кессон), насос, инженерные коммуникации. Координаты фирмы по продаже насосов можно найти на сайте www.allpumps.ru. Ведущие производители насосного оборудования — Германия (Grundfos) и Италия (Lowara ITT Industries, совместное с США предприятие). Стоимость насоса колеблется от 400 до 4 000 долл. Необходимо также позаботиться о помещении для монтажа оборудования. Если скважина пробурена что называется «в чистом поле», то подходящим вариантом может стать конструкция на основе металлического каркаса (см. www.angars.ru).


Затем начинается подбор комплекса оборудования собственно для водоподготовки. В зависимости от источника вода может иметь разный химический состав и микробиологические показатели. Поэтому системы водоподготовки (по очистке и получению питьевой воды) должны формироваться в каждом конкретном случае индивидуально.


Мнение Сейчас на рынке Москвы представлено порядка 60–70 более-менее заметных фирм, занимающихся поставкой специального оборудования для водоочистки. Из них 5–7 крупных, которые являются непосредственными дилерами зарубежных компаний–поставщиков. Поскольку эти фирмы имеют статус дилера, они связаны жесткими условиями: могут продавать только продукцию определенной компании. Поэтому обратившемуся к ним клиенту предложат весь спектр оборудования, но только одного конкретного поставщика.


Некоторые компании могут предоставить клиенту на выбор три–четыре варианта оборудования для бизнеса по очистке воды. Каждый вариант будет отличаться по своим функциональным характеристикам и цене.


Клиент может выбрать оборудование для своего очистного бизнеса. Затем, если есть желание, с помощью специальной компьютерной программы подобрать один или несколько адсорбентов, которые будут установлены в данном оборудовании. Это позволит скорректировать состав воды в соответствии с пожеланиями клиента.


Олег Шелковников, генеральный директор, ИПЦ «Высокие технологии экологии и комфорта»


В подборе оборудования для конкретного производства воды помогут специалисты компании–поставщика. Прежде всего консультант поинтересуется, какую конкретно воду вы хотели бы получить «на выходе», затем он ознакомится с результатами анализа воды, посетит место добычи и изучит условия планируемого производства.


Комплект оборудования зависит от конкретных условий. Стандартный минимальный набор включает:


установку для очистки воды (в зависимости от источника требуется разная интенсивность очистки);


накопительные емкости для очищенной воды;


автомат для розлива воды в тару.


Вариантов оборудования, которое можно использовать, множество. Техника отличается по принципу действия, производительности, стране происхождения и т.д. Ее суммарная стоимость колеблется от 15 тыс. до 1 млн. долл.


Наиболее известные фирмы, производящие оборудование для водоподготовки, — Osmonics, Purolate, Ametek, Honeywell, EMS, Pentapure (их установки обойдутся, как минимум, в несколько тысяч долларов). Важными характеристиками этой техники являются время работы с требуемым уровнем качества, производительность, стоимость сменных частей. В принципе можно использовать и отечественное оборудование для водоподготовки. Оно достаточно надежно и зачастую дешевле импортного. Впрочем, у российской техники есть один недостаток: дизайн, исполнение и удобство пользования менее комфортны, чем у зарубежных аналогов.


Вам также понадобятся установки для дезинфекции бутылок, розлива воды и укупоривания. Наиболее известные марки — Steelhead, Baby Works. Монтаж приобретенного оборудования обойдется приблизительно в 10% от его стоимости.


Пример минимального набора оборудования полного цикла водоподготовки при условии, что исходная вода берется из водопровода (общая стоимость приблизительно 26,5 тыс. долл.).


Сорбционная установка для доочистки водопроводной воды УГДВ (производительность — 5 т/сутки). Преимущество такой установки в низкой себестоимости эксплуатации: затраты на обслуживание — приблизительно 200 долл. в год. Установку необходимо периодически промывать очищенной водой. Периодичность промывки устанавливают на основе данных пробной эксплуатации, но не реже одного раза в 4–5 суток. Техническое описание и принцип действия можно посмотреть на сайте www.equipment.tsv.ru/eco5.html. Стоимость — 8,5 тыс. долл.


Мойка для бутылей ручная с модулем дезинфекции (производительность — 60 бут./ч); www.equipment.tsv.ru/moika.html. Стоимость — 3 тыс. долл.


Накопительные баки для воды. Обеспечивают круглосуточный режим работы установки по очистке воды. Материал — пищевая нержавеющая сталь; емкость — 12 тыс. л. стоимость — 15 тыс. долл.


Постепенно вышеприведенный начальный комплект оборудования стоит модернизировать.


Источник: «Директор-инфо» № 23’2003 Делаем деньги на воде